Как проточить якорь болгарки без токарного станка

Как проточить коллектор якоря электроинструмента без токарного станка

Со временем после многочисленных замен щеток на коллекторе якоря появляется выработка. От этого электроинструмент начинает искрить и работать менее стабильно. Чтобы решить эту проблему, коллектор нужно проточить. Лучше всего это сделать на токарном станке, но можно обойтись, имея в наличии шуруповерт и тиски.

Инструменты и материалы:

  • шуруповерт или дрель;
  • деревянная рейка;
  • наждачная бумага Р120 и Р600;
  • паста ГОИ и войлок;
  • подшипник в оправке с внутренним диаметром под вал якоря;
  • тиски.

Проточка коллектора

На вал якоря со стороны шлицов насаживается хороший подшипник подходящего диаметра, если родной остался в посадочном гнезде. Важно, чтобы он не был разбитым. Сам подшипник зажимается в тисках через оправку, это исключит его повреждение.

Свободный конец вала со стороны коллектора вставляется в патрон шуруповерта.

В результате получается примитивный токарный станок. Такой способ крепления применим при восстановлении якоря шуруповерта, дрели, перфоратора, лобзика, шлифмашинки. При проточке коллектора болгарки ставить подшипник не нужно, можно просто зажать ее редуктор в тисках.

Для шлифовки нужно прикрепить наждачную шкурку Р120 на деревянный ровный брусок. Ее можно приклеить или прибить сбоку степлером. Важно, чтобы ширина рейки была равна или больше ширины коллектора, чтобы все стачивать в одной плоскости.

Далее запустив шуруповерт в режиме сверления и заставив якорь вращаться, нужно приложить шлифовальный брусок к коллектору по всей его ширине. Чтобы это сделать потребуется помощник, который будет удерживать шуруповерт. В таком случае двумя свободными руками удастся более равномерно отшлифовать коллектор, избежав перекоса под одну сторону в виде конуса. Как только коллектор по всей ширине станет блестящим, грубую шлифовку нужно закончить.

Отсутствие темных участков говорит о том, что бороздки в центре не осталось.

Далее нужно сменить шкурку Р120 на Р600, чтобы убрать шероховатости. Мелкозернистая бумага применяется уже без брусочка. Она не поменяет геометрию коллектора, а только сгладит царапины.

Чтобы довести коллектор до идеала, его нужно отполировать с помощью пасты ГОИ и куска войлока. Это позволит сделать его очень гладким, снизив тем самым скорость износа новых щеток.

Такая обработка без токарного станка не даст убрать всю кривизну идеально, но восстановит коллектор до нормального рабочего уровня. После установки якоря на место тот уже не будет так искрить.

Смотрите видео

Источник

Проточка якоря электроинструмента своими руками

Хороший электроинструмент является неотъемлемой частью любой мастерской. Но со временем, по разным причинам, он приходит в негодность.

В данном обзоре автор расскажет нам, как в условиях домашней мастерской провести небольшой ремонт коллектора якоря, чтобы избежать быстрого истирания щеток в процессе работы.

Из основных материалов и инструментов нам понадобятся: шлифовальный брусок, тисы, оправка для подшипника, а также шуруповерт или сетевая дрель.

Для начала зажимаем в тисах ротор при помощи оправки, установленной на подшипник в тисах. Зажимаем в патрон шуруповерта или дрели свободный вал ротора и проверяем вращение на наличие биения.

Если биение присутствует, тогда корректируем положение шуруповерта относительно всего вала, и проверяем снова.

Основные этапы работ

На следующем этапе, когда всё сделано правильно, подготовим шлифовальный брусок. Для этого наждачную бумагу большой зернистости закрепляем на брусок, равный ширине коллектора.

После этого постепенно снимаем нагар и выравниваем заднюю часть коллектора якоря. Но не стоит трогать переднюю часть, поскольку там проделаны неглубокие отверстия, которые нужны для центрирования и исключения биения ротора в подшипнике.

После шлифовки придадим ещё более гладкую поверхность. Для этого берём полоску наждачной бумаги с ещё большей зернистостью и продолжаем шлифование. Чтобы отполировать всю поверхность используем пасту ГОИ, нанесённую на мягкую ткань.

Для шлифования коллектора якоря УШМ можно не использовать оправку подшипника, а зажать сам редуктор в тисах и провести те же операции.

Следует заметить, что такой ремонт — не панацея от проблем, а всего лишь временное избавление от недостатков. Со временем всё равно придётся заменить весь ротор, так как истирание будет происходить и дальше.

Данный обзор создан на основе авторского видеоролика с YouTube канала Авраменко Garage. Подробное выполнение всех операций по расточке коллектора якоря можно посмотреть на видео ниже.

Источник

Как проточить коллектор якоря электроинструмента без токарного станка

Со временем после многочисленных замен щеток на коллекторе якоря появляется выработка. От этого электроинструмент начинает искрить и работать менее стабильно. Чтобы решить эту проблему, коллектор нужно проточить. Лучше всего это сделать на токарном станке, но можно обойтись, имея в наличии шуруповерт и тиски.

Инструменты и материалы:

  • шуруповерт или дрель;
  • деревянная рейка;
  • наждачная бумага Р120 и Р600;
  • паста ГОИ и войлок;
  • подшипник в оправке с внутренним диаметром под вал якоря;
  • тиски.

Проточка коллектора

На вал якоря со стороны шлицов насаживается хороший подшипник подходящего диаметра, если родной остался в посадочном гнезде. Важно, чтобы он не был разбитым. Сам подшипник зажимается в тисках через оправку, это исключит его повреждение.

Свободный конец вала со стороны коллектора вставляется в патрон шуруповерта.

В результате получается примитивный токарный станок. Такой способ крепления применим при восстановлении якоря шуруповерта, дрели, перфоратора, лобзика, шлифмашинки. При проточке коллектора болгарки ставить подшипник не нужно, можно просто зажать ее редуктор в тисках.

Для шлифовки нужно прикрепить наждачную шкурку Р120 на деревянный ровный брусок. Ее можно приклеить или прибить сбоку степлером. Важно, чтобы ширина рейки была равна или больше ширины коллектора, чтобы все стачивать в одной плоскости.

Далее запустив шуруповерт в режиме сверления и заставив якорь вращаться, нужно приложить шлифовальный брусок к коллектору по всей его ширине. Чтобы это сделать потребуется помощник, который будет удерживать шуруповерт. В таком случае двумя свободными руками удастся более равномерно отшлифовать коллектор, избежав перекоса под одну сторону в виде конуса. Как только коллектор по всей ширине станет блестящим, грубую шлифовку нужно закончить.

Отсутствие темных участков говорит о том, что бороздки в центре не осталось.

Далее нужно сменить шкурку Р120 на Р600, чтобы убрать шероховатости. Мелкозернистая бумага применяется уже без брусочка. Она не поменяет геометрию коллектора, а только сгладит царапины.

Чтобы довести коллектор до идеала, его нужно отполировать с помощью пасты ГОИ и куска войлока. Это позволит сделать его очень гладким, снизив тем самым скорость износа новых щеток.

Такая обработка без токарного станка не даст убрать всю кривизну идеально, но восстановит коллектор до нормального рабочего уровня. После установки якоря на место тот уже не будет так искрить.

Смотрите видео

Источник

Ремонт коллекторного двигателя

Ремонт коллекторного двигателя

Большая часть бытовых электродвигателей – коллекторного типа. Они занимают небольшой объем и скорость вращения можно регулировать без потери мощности. Сфера их использования – электроинструмент, пылесосы, миксеры и так далее.

Отличительная особенность коллекторных электродвигателей – наличие ротора с коллектором, напряжение на который подается через щеточный аппарат через последовательно соединенную обмотку статора.

  1. Повреждения шнура питания коллекторного двигателя
  2. Неисправности регуляторов скорости вращения
  3. Неисправности щеточного аппарата
  4. Неисправности коллектора
  5. Неисправности якоря и подшипников

Причины поломки

Якорь УШМ – ротор, является деталью, которая подвергается наибольшим нагрузкам: температурным, механическим и электромагнитным. Нарушения правил эксплуатации, предписанных производителем, приводит к скорому выходу из строя данного узла. Некоторыми факторами таких нарушений являются:

  • выход за рамки допустимого времени непрерывной работы;
  • отсутствие защиты от агрессивных сред – пыли, песка, грязи, влаги;
  • превышение параметров нагрузки;
  • механические повреждения;
  • работа в момент перепадов напряжения.

Данные причины могут привести к возникновению следующих неисправностей якоря:

  • оплавление изоляции (изоляционного лака) контактов или обмотки в результате перегрева;
  • механические повреждения: царапины, сколы, трещины, от контакта с посторонними частицами, попавшими в отсек с подвижными деталями;
  • пробой в слабых точках обмотки, вызванный перегрузкой;
  • искривление или нарушение баланса якорного вала;
  • короткое замыкание или возникновение нагара на ламелях.

Для устранения причины поломки необходимо изучить устройство якоря УШМ и провести соответствующую диагностику.

Порядок восстановления коллекторных пластин якоря

Вначале приводим в порядок основания отлетевших пластин. Для этого удаляем кисточкой из углубления в коллекторе мелкие частицы и пыль. Затем ножом выравниваем места под новые пластины по длине, ширине и глубине. При этом стараться не повредить концы обмоток, выходящих на отсутствующие пластины.

Разрезаем ножом внешнюю изоляцию двухжильного медного провода, откусываем один из них и вытаскиваем жилу из внутренней изоляции пассатижами.

Расплющиваем медный провод, чтобы сформировать две пластины с помощью молотка и наковальни.

При этом, время от времени сравниваем заготовку с неповрежденными пластинами на коллекторе якоря, чтобы ширина заготовки не оказалась больше.

Получив приблизительно требуемое сечение из медного провода, доводим его до нужных размеров крупнозернистой наждачной бумагой Р80, равномерно обрабатывая каждую из сторон, и так же сверяясь с целыми пластинами.

Торец заготовки пластины формируем диском, вращаемым болгаркой. Укладываем заготовку на свое место, и ориентируясь на соседнюю целую пластину, отмечаем карандашом длину.

Надрезаем по метке и отламываем заготовку пластины пассатижами. Зажимаем ее в тиски и сверху по центру ножом и молотком выполняем неглубокую прорезь.
Кладем заготовку на деревянный брус и у основания прорези пробойником и молотком делаем отверстие, которое шлифуем швейной иглой.

Зачищаем место обработки наждачной бумагой. Укладываем самодельные пластины на свои места и припаиваем к ним концы соответствующих обмоток.

Смешиваем двухкомпонентный эпоксидный клей по инструкции и наносим его на пластины кончиком плоской отвертки так, чтобы он попал в зазоры между пластинами.

Обматываем несколько раз коллектор с приклеенными пластинами алюминиевой проволокой, создавая натяг и, скручивая концы вместе.

Оставляем все в покое на время, указанное в инструкции.

После этого раскручиваем проволоку и убираем ее. Но более надежным креплением ламелей была бы установка двух бандажей из стекловолокна, пропитанных термоклеем.
Удаляем ножом с поверхности ламелей эпоксидную смолу, т. к. она является диэлектриком. После чего ламели обрабатываем напильником по металлу до медного блеска.

Поскольку токарного станка нет, для проточки коллектора с новыми ламелями, возвращаем якорь на место и выкручиваем щетки.

Замеряем штангенциркулем диаметр отверстия для щеток и выстругиваем ножом подходящий стержень из дерева и доводим его до нужного размера наждачной шкуркой.

Вращая инструмент за шпиндель, можно через отверстие для щеток видеть вращение коллектора. Этот эффект мы и используем, чтобы отшлифовать контактные пластины.
Просовываем деревянный стержень в отверстие до упора в коллектор. Делаем на стержне отметку по верху отверстия и вытаскиваем его. Прикладываем к отметке пробку щетки и уменьшаем место реза на ее высоту.
Вставляем деревянный шип в отверстие и убеждаемся, что пробку можно закрутить. После этого отрезаем неширокую ленту мелкой наждачной бумаги Р600, обхватываем ею шип и снова вставляем в отверстие до упора в коллектор.

Затягиваем шип пробкой и вращаем шпиндель от руки. Если нет большого сопротивления, подключаем к шпинделю действующую дрель и включаем ее.

Процедуру повторяем несколько раз, заменяя изношенную наждачную бумагу на новую, при этом постоянно подкручиваем пробку. В итоге новые пластины по высоте сравняются с остальными и якорь вновь станет исправным.

Чтобы убедиться в этом, выкручиваем пробку, вытаскиваем шип с наждачной бумагой, отключаем приводную дрель и, вращая шпиндель от руки, смотрим на коллектор. Если блеск всех пластин одинаков, то это и есть показатель равномерной шлифовки.

Александр хорошие видео! Всё правильно делаете. Кто-то тут советовал напильником коллектор после проточки обрабатывать))) А почему бы его вообще в таком случае не протачивать, а сразу напильником? Сколько я смотрю в коментах теоретиков и бракоделов.

Здравствуйте, я поклонник Вашего канала, прошу ответить какие трудности возникнут при перемотке якорей современных стиральных машин?, заранее спасибо!

да это выход из положения но к сожелению не надолго ведь он все ровно накроется медным тазом. Долго он якорь не протянет ведь людям надо и дешево и на всю жизнь вы согласны ваш вариант так сказать ненадолго вернуть болгарку или другой инструмент в строй но деньги уже надо откладывать на новую болгарку вы согласны со мной?

хуйня как искрило так и искрит. вам всем ремонтникам занять рученки больше нечем что ли так как сделали на зоводе вы так некогда не сделаете не тратьте на эту хуйну ни наше ни ваше время.

Похоже на насосный агрегат -Кама 3 или 5( 60-70 годов), у них двигатели УЛ-06.Мощность 330 Вт, частота вращения 5000 мин^-1

Я конечно в токарке не силен, но видел конус внутренний (вместо этих переходных шайб) . Под любой подшипник сразу и ничего переставлять не надо.Да и не надо бояться что подшипник болтается . Не?

на 13.50 было сказано про то что такие «ямы»только у дешевых болгарок,у меня makita 9020,казалось бы брендовая,а проблема заключается в небольшом отгибе ламеля на 1-2мм,покупать новый якорь?цена вопроса 2.5-3тыс,за столько же ее можно с рук взять,так что ищу иной выход

За звуком следите, что за перепады.-((

Давайте пожалуйста видео о перемотке якорей))

подскажите почему после про точки у меня горят щетки

чувствую себя лошком с наждачкой(((

Добрый вечер Александр. В молодости, когда я этим увлекался я протачивал коллектор так: якорь с двумя подшипниками зажимал в два патрона. Вращал якорь при помощи эл моторчика от швейной машины. Ремешок находился(натягивался) по центру якоря. Александр. Я хочу купить у вас плату для двигателя от стиральной машины. Для начала, хочу поставить на Китайский токарный станок по металлу. Если получится, то и на все остальные, что у меня есть. С уважением Александр. Моя почта: abas-hali47@yandex.ru

Вот ссылочка посмотрите про медь, красиво получается.
https://www.youtube.com/watch?v=kPvUdQmwdmk

Медь точится на больших скоростях с обязательным применением смазочных жидкостей( СОЖ, масло , и, т.д) поверхность получается практически полированной. Да и резец должен быть очень острый.

зачем было точить пиноль,когда можно было вытачить эту гранату под км.

Имею на продажу коллектора новые на разное количество ламелей и разные диаметры, с крюками и без, в основном для электроинструмента, можно и на другие коллекторные моторы, пишите на burpres@rambler.ru с темой коллектора.

privet ALEKDANDR.skaji pojalusta tolko po prostomu, kak apredelit pervii lamel i pervii paz na yakore, dumayu tolko ot tebya poluchu tochnii otvet, zaranee spasibo

Всё конечно очень красиво. Но работать будет – если на коллекторе только выработка. А у автора на коллекторе пара ламелей начала подниматься над поверхностью – а это уже всё – приехали! Ламель заделывается в тело коллектора якорным способом, и если она пошла – значит её крепление нарушено (обычно перегрев повреждённой обмотки). А ты тут такой довольный – проточил коллектор – искрения нет. Отдал инструмент заказчику (а если ещё и денежку взял ) . Заказчик инструмент грузит – и ламель обязательно продолжит своё движение от оси вращения (центробежную силу никто не отменял) И УУУПС опять искрение. КОСЯЯК.
Отсюда следствие (основанное на огромном опыте) – проточка коллектора, мера сугубо для успокоения, ну или якорь взять ну совсем негде. А рабочий но с большой выработкой якорь – всё-равно искрить не будет. Во всех местах коллектора он идеально цилиндричен! Так-что притирайте щётки ГОСПОДА, а коллектор и сам когда-нибудь сточится.

После такойже процедуры на роторе двигателя сма обмотка ротора не выжила.

Суппорт у вас интересный очень. Пальцем оттягивается. XD

Очень приятные для просмотра ваши видео. Нравится простота объяснения и действи1. Как токарь я скажу , для чистоты проточки тягучей меди на коллекторе надо иметь реально остро заточенный резец без всяких фасок там на углах . И угол должен быть при заточке у резца не 1 градус как положено а больше. Выставление резца надо сделать четко по центру.

Шлифовал ластиком – KOH-NUR

Абразивом ни в коем случае нельзя лезть в щеточный механизм. Мелкие твердые частицы впиваются в медь и потом портят и контакт и снашивают щетки и чего только не делают…

А возможно ли заменить одну ламельку . Дело в том что поставил новые щетки и только начал пилить ( это на электропиле ) вылетела ламелька . Как быть подскажите .

конешно может у вас и нет доступа к стеклобумаге но наждачной точить очень не рекомендую , крупинки наждачной могут к кз привести а сама шлифовка в два этапа одним куском в ширину колектора стеклобумагой потов окончательно войлоком

у меня сука коллектор весь стёрся уже . отламываются куски . а тут про проточку

spasiba. zavtra otnesy k mastery

bolgarka pomoemu takoi kak u tebya

Aleksandr a mojno? podchinit slomanii yakor

Практически везде можно http://www.youtube.com/watch?v=khOQA3NYpwU&google_comment_id=z12zjjohzwnaxziuq23ys3eghmzmftnwu04&google_view_type#gpluscomments А после проточки, боьше, или меньше, но якорь бить будет, из за неточных центров и дисбаланса, который всегда присутствует.

Я протачивал коллектор не разбирая двигатель, вращая от пониженного напряжения 3 – 4 тыс.об.мин. Медь снимал торцом абразивного бруска, просто подводя его руками на жестком упоре. Искрение снизилось в 10 раз.

болгарка бош 850 жуткое искренние и ямы на роторе…

Всё это очень интересно и познавательно. Но всё таки мучает вопрос – зачем? Если техническое состояние всех узлов после ремонта известно – зачем точить? Потом балансировать надо. Да и вообще неизвестно чем это всё обернётся. Может лучше ну его? Нехай искрит?

а войлоком с гои полирнуть или все за кадром

Идея понятная. Есть некоторые уточнения. Резец желательно должен иметь форму резца гравера = в сечении треугольник. Наждачная бумага = срочная «смерть» щеток и в представленном виде шлифовка «убивает» всю возню с центровкой.

Круто конечно, мне понравилось… но сам я «делал» похожую операцию прямо в инструменте, без токарного станка. В место резца использовал «обломок» алмазного круга, установленный на подкладках- упорах, для ориентации в нужной плоскости на нужном расстоянии от оси вращения коллектора. Ротор вращал дрелью, прямо через штатный редуктор. Мне помогло. Это после замены подшипников в ручной циркулярной пиле … лень было таскаться к токарному станку да и о проблемах центровки задумался.

что за частотник у вас стоит?

И купите хорошую камеру-одна тоска в таком качестве смотреть

Ролик интересный но возникает вопрос: что будет с балансировкой якоря? Металл то вы с него сняли но заново не отбалансировали

заднюю ось вставили а на патроне кулачки расточенные ?

Ох уж эти прыгучие ламели…

искрение бывает после замены щёток поменяйте на качественные щётки

Александр, что делать если коллекторник сильно искрит при обратных оборотах? Есть движок от насоса КАМА-3. Мотор всегда работал в одном направлении и щетки соответственно притерты для работы в штатном режиме. Мне нужно реверсировать двигатель. В штатном направлении шетки икрят умеренно, коллектор в хорошем состоянии. Буду благодарен за совет.

заточка резца ( судя по заусенице меж ломелями) -не очень.

Пятиминутная радость это всё. Почему искрило? Не просто потому что ламель поднялась, а потому что витковое замыкание на якоре. Только перемотка поможет. И, кстати, почему сама ламель-то поднялась? Ей так захотелось? Нет, произошел нагрев там. А почему произошел? Да потому что ток возрос там. А почему взрос? Витковое замыкание потому что в якоре. И искрит все равно прилично – и это на холостом ходу еще. При работе опять произойдет нагрев, опять подъем той же ламели, опять биение щетки об нее, опять сильное искрение. Выход из строя в режиме крутого пике.
@Mr ПоделкинЦ на день-два работы может и хватит, а возни было…
Покупка нового якоря – самое верное решение.

За видео лайк! НО. Мне в далекие времена наставник по рукам бил когда я коллектора вот так шкурочкой… Только надфильками или мелкими напильниками! В мягкую медь очень легко внедряется абразив со шкурки со всеми вытекающими.

Мля! Не могу понять, а нового то что ? Или этот человек, что то новое для себя открыл ?

Диагностика прибором проверки якорей (дросселем)

Прибором проверки якорей определяют наличие межвиткового замыкания обмотки. Дроссель представляет собой трансформатор, у которого есть только первичная обмотка и вырезан магнитный зазор в сердечнике.

Схема прибора проверки якорей

Когда мы кладём ротор в этот зазор, его обмотка начинает работать как вторичная обмотка трансформатора. Включите прибор и положите на якорь металлическую пластину, например, металлическую линейку или ножовочное полотно. Если имеется межвитковое замыкание, от местного перенасыщения железа пластина будет вибрировать либо намагничиваться к корпусу якоря. Поворачивайте якорь вокруг оси, перемещая пластину так, чтобы она лежала на разных витках. Если замыкания нет, то пластина будет свободно перемещаться по ротору.

Видео: Как сделать дроссель своими руками и проверить якорь

Проведение диагностики стартера и замена щеток

Выполнить разборку стартера и замену щеток под силу даже не самому опытному автомеханику. В автомастерской обычно не ограничиваются обычной заменой щеток, по желанию клиента выполняется диагностика стартера.

Диагностика стартера выполняется максимально быстро и четко.

Автомастерская «Start-Motors» дает гарантию своей работы, мастера выполняют любой ремонт с полной ответственностью и внимательно относятся к поддержанию своей репутации.

Вместе с заменой щеток проверяют якорь стартера, делается это из-за того, что при плохом контакте щеток с ламелями появляется нагар.
1. Проверяется наличие проводимости между коллекторными ламелями якоря.
2. Якорь проверяется на замыкание обмотки на корпус. Омметром проверяют наличие проводимости между ламелями коллектора и сердечником якоря.
3. Появившийся от плохого контакта щеток с поверхностью коллектора нагар зачищается наждачной бумагой, обычно №400, иногда может потребоваться проточить коллектор на токарном станке.


Рис. № 2. Коллектор с нагаром и «заусенцем», который приблизил выход щеток из строя

4. После зачистки коллектора, якорь устанавливается на призмы и проверяется биение коллектора. (Разрешено допустимое радиальное биение коллектора – 0,05 мм. При большом биении коллектора нужно проточить его на токарном станке).
5. После этого мастер проверит диаметр коллектора.
6. В канавках между ламелями коллектора не должно быть загрязнений в виде графита от старых щеток.
7. С помощью омметра или тестера нужно убедиться в целостности цепи между клеммой провода и проводом щетки. Иначе придется менять корпус стартера в сборе с обмоткой статора.
8. Между статорной обмоткой и корпусом проводимости быть не должно. В противном случае меняется корпус стартера в сборе с обмоткой статора.
9. Щеткодержатель устанавливается на якорь в определенное положение.
10. С помощью отвертки отжимается щеточная пружина, щетка соединяется с щеткодержателем. Всего менять нужно 4 щетки.


Рис. №3. Колодка со щеткодержателями

Важно: Провод (+) щетки не должен касаться массы.

Неисправности коллектора

При интенсивной эксплуатации щетки под собой вырабатывают на коллекторе кольцевую впадину. Она негативно влияет на их работу. У мощных двигателей приходится снимать якорь, устанавливать его в токарный станок и протачивать коллектор, выравнивая его. Но для бытовых электроприборов такая операция экономически не оправдана – проще купить новую технику. К тому же износ коллектора скажется через несколько лет, когда электроприбор морально устареет, и новое устройство будет более функциональным.

Коллектор со стертыми ламелями

В бытовых условиях коллектор можно только почистить. Для этого используется очень мелкая наждачная бумага. Она оборачивается вокруг коллектора, плотно прижимается рукой. Чистка производится проворачиванием коллектора в разные стороны, с периодической сменой положения.

Как устранить неисправность?

Визуальный осмотр и проведение тестов помогут определить характер неисправности и понять, возможна ли замена или ремонт в домашних условиях. Неисправности ротора болгарки делятся на два типа: поддающиеся и не поддающиеся ремонту. К первому типу относятся неисправности, связанные с нарушением изоляции обмотки, повреждения коллектора и железного основания. Второй тип поломок – факторы ухудшения балансировки якоря в целом и его вала. Восстановить ротор в данном случае практически невозможно.

Ремонт коллектора

Если выявлены структурные повреждения ламелей коллектора, их необходимо проточить. Сделать это можно на токарном станке или при помощи подручных средств. Проточка должна осуществляться равномерно. В противном случае будет нарушена балансировка, что повлечет за собой разрушение графитовых щеток в процессе работы и выход из строя других узлов болгарки.

Станочная проточка

Ротор болгарки устанавливается в токарный станок. Поскольку коллектор состоит из медных пластин, а медь вязкий металл, необходимо подобрать оптимальные обороты вращения в диапазоне от 600 до 1200. Подводка резца производится по половине деления. В момент касания «ножом» коллектора делается продольный проход со съёмом тонкого слоя металла. Достичь наилучшего эффекта можно совершив 2-3 прохода. Большее их количество может привести к повреждению структурной целостности коллектора. Между проходами нужно делать перерывы, давая меди остыть. В противном случае может расплавиться лаковая изоляция между ламелями.

Для проточки при помощи подручных средств понадобятся тиски, дрель и несколько видов наждачки. Якорь болгарки извлекается из корпуса, при этом одна его часть остается подсоединённой к редуктору УШМ. Корпус редуктора фиксируется в тисках, другой конец вала ротора зажимается в патроне дрели. «Губы» тисков и дрель должны находиться на одной линии с осью вала якоря.

Включить дрель с фиксацией пусковой кнопки в режиме постоянной работы. Протачивать наждачкой коллектор без нажима. Использовать минимум 3 типа зернистости образива – от более крупного к более мелкому. Завершающей должна быть наждачка нулевой зернистости.

По окончании проточки важно удалить с коллектора всю стружку и пыль, это предотвратит возникновение короткого замыкания между пластинами.

Съем подшипника

Край, который фиксируется в патроне дрели, изначально устанавливается в подшипник. Перед проточкой необходимо его удалить. Для того чтобы снять подшипник без съемника, можно воспользоваться тисками, молотком и зубилом. Закрепить вал с подшипником в тисках таким образом, чтобы был сдавлен только подшипник. Установить острый конец зубила в торец вала и легкими ударами молотка выбить вал из подшипника.

Ремонт обмотки

Перемотка якоря болгарки – работа, требующая наличия соответствующих навыков и особой точности. Для достижения наилучшего конечного результата стоит обратиться к соответствующему специалисту.

Порядок восстановления коллекторных пластин якоря

Вначале приводим в порядок основания отлетевших пластин. Для этого удаляем кисточкой из углубления в коллекторе мелкие частицы и пыль. Затем ножом выравниваем места под новые пластины по длине, ширине и глубине. При этом стараться не повредить концы обмоток, выходящих на отсутствующие пластины.

Разрезаем ножом внешнюю изоляцию двухжильного медного провода, откусываем один из них и вытаскиваем жилу из внутренней изоляции пассатижами.

Расплющиваем медный провод, чтобы сформировать две пластины с помощью молотка и наковальни.

При этом, время от времени сравниваем заготовку с неповрежденными пластинами на коллекторе якоря, чтобы ширина заготовки не оказалась больше.

Получив приблизительно требуемое сечение из медного провода, доводим его до нужных размеров крупнозернистой наждачной бумагой Р80, равномерно обрабатывая каждую из сторон, и так же сверяясь с целыми пластинами.

Торец заготовки пластины формируем диском, вращаемым болгаркой. Укладываем заготовку на свое место, и ориентируясь на соседнюю целую пластину, отмечаем карандашом длину.

Надрезаем по метке и отламываем заготовку пластины пассатижами. Зажимаем ее в тиски и сверху по центру ножом и молотком выполняем неглубокую прорезь.
Кладем заготовку на деревянный брус и у основания прорези пробойником и молотком делаем отверстие, которое шлифуем швейной иглой.

Зачищаем место обработки наждачной бумагой. Укладываем самодельные пластины на свои места и припаиваем к ним концы соответствующих обмоток.

Смешиваем двухкомпонентный эпоксидный клей по инструкции и наносим его на пластины кончиком плоской отвертки так, чтобы он попал в зазоры между пластинами.

Обматываем несколько раз коллектор с приклеенными пластинами алюминиевой проволокой, создавая натяг и, скручивая концы вместе.

Оставляем все в покое на время, указанное в инструкции.

После этого раскручиваем проволоку и убираем ее. Но более надежным креплением ламелей была бы установка двух бандажей из стекловолокна, пропитанных термоклеем.
Удаляем ножом с поверхности ламелей эпоксидную смолу, т. к. она является диэлектриком. После чего ламели обрабатываем напильником по металлу до медного блеска.

Поскольку токарного станка нет, для проточки коллектора с новыми ламелями, возвращаем якорь на место и выкручиваем щетки.

Замеряем штангенциркулем диаметр отверстия для щеток и выстругиваем ножом подходящий стержень из дерева и доводим его до нужного размера наждачной шкуркой.

Вращая инструмент за шпиндель, можно через отверстие для щеток видеть вращение коллектора. Этот эффект мы и используем, чтобы отшлифовать контактные пластины.
Просовываем деревянный стержень в отверстие до упора в коллектор. Делаем на стержне отметку по верху отверстия и вытаскиваем его. Прикладываем к отметке пробку щетки и уменьшаем место реза на ее высоту.
Вставляем деревянный шип в отверстие и убеждаемся, что пробку можно закрутить. После этого отрезаем неширокую ленту мелкой наждачной бумаги Р600, обхватываем ею шип и снова вставляем в отверстие до упора в коллектор.

Затягиваем шип пробкой и вращаем шпиндель от руки. Если нет большого сопротивления, подключаем к шпинделю действующую дрель и включаем ее.

Процедуру повторяем несколько раз, заменяя изношенную наждачную бумагу на новую, при этом постоянно подкручиваем пробку. В итоге новые пластины по высоте сравняются с остальными и якорь вновь станет исправным.

Чтобы убедиться в этом, выкручиваем пробку, вытаскиваем шип с наждачной бумагой, отключаем приводную дрель и, вращая шпиндель от руки, смотрим на коллектор. Если блеск всех пластин одинаков, то это и есть показатель равномерной шлифовки.

Источник

Читайте также:  Рельсорезный станок срб 400
Оцените статью