Как отрегулировать подшипники шпинделя токарного станка

Регулировка узлов резьбонарезных станков

При эксплуатации металлорежущего станка изнашиваются поверхности трущихся деталей, в результате возникают увеличенные зазоры в сопряженных парах и ухудшаются эксплуатационные характеристики станка. Восстановить работоспособность станка можно заменой, ремонтом изношенных деталей и регулировкой узлов и механизмов. Рассмотрим регулировку типовых узлов механизмов резьбонарезных станков, таких, например, как подшипниковые узлы (особенно шпинделей), винтовые, цепные, зубчатые и ременные передачи, фрикционные муфты и тормозы, направляющие, зажимные механизмы и др.

При регулировке узлов и механизмов станка следует избегать их излишней разборки, особенно таких узлов, которые обеспечивают высокую точность станка (например, шпиндельные узлы). Регулировку станка должен выполнять высококвалифицированный слесарь.

Регулировка шпиндельных узлов. На рис. 97 изображен шпиндельный узел токарно-винторезного станка модели 16К20. Передней опорой шпинделя служит конический двухрядный роликоподшипник 6 с малым углом конуса у внутреннего кольца и буртом на наружном кольце. Задний конец шпинделя опирается на конический однорядный роликоподшипник 2 с малым углом конуса и автоматическим устранением зазоров. К регулировке шпиндельных подшипников следует прибегать только в случае крайней необходимости, обязательно выполнив перед этим проверку узла на жесткость. Проверку производят с помощью динамометра и индикатора с ценой деления 1 мкм. Усилие от динамометра, направленное вертикально снизу вверх, передается шпинделю через фланец 7. Измерение перемещения шпинделя осуществляют индикатором, установленным на шпиндельную бабку и упирающимся наконечником во фланец шпинделя. Подшипниковый узел не подлежит регулировке, если смещение шпинделя на 1 мкм происходит при приложении нагрузки не менее 45—50 кгс. Если эта нагрузка значительно ниже, регулировка необходима. Регулировку переднего подшипника выполняют путем подшлифовывания полуколец 8, к которым внутреннее кольцо подшипника прижимается с помощью гайки 5 с контргайкой 4. Устранение радиального зазора в подшипнике происходит за счет деформаций внутреннего кольца подшипника при надвигании его на коническую шейку шпинделя.

Читайте также:  Что такое скорость подачи чпу станка

Для того чтобы вынуть полукольца, необходимо снять с переднего конца шпинделя детали, прикрывающие полукольца, отвернуть гайки 4 и 5 и сдвинуть с места внутреннее кольцо подшипника. Зазоры в заднем подшипнике выбираются автоматически с помощью пружин 9, упирающихся в шайбу 3. Предварительное сжатие пружин осуществляют навинчиванием гайки 1 на резьбовой конец шпинделя. Гайка через стакан 10 смещает Внутреннее кольцо подшипника до упора в буртик, одновременно сжимая пружины. Регулировку подшипникового узла проверяют путем повторного нагружения шпинделя и измерения его смещения. При необходимости регулировку повторяют.


Рис. 97. Шпиндельный узел токарно-винторезного станка модели 16К20

На рис. 98 показан шпиндельный узел привода изделия резьбофрезерного станка модели 5Б63Г. Радиальными опорами шпинделя 12 служат подшипники скольжения 4 и 10. Осевые нагрузки воспринимают упорные шарикоподшипники 3 и 7. Подшипники скольжения имеют конусные внутренние поверхности, которыми они сопрягаются с шейками шпинделя. Зазор в сопряженных парах устраняют осевым перемещением подшипников скольжения.

Перемещение переднего подшипника производят вращением двух гаек 9 и 11, одну из которых завинчивают, а другую в это время освобождают. После регулировки подшипника обе гайки завинчивают.


Рис. 98. Шпиндельный узел привода изделия резьбофрезерного станка модели 5Б63Г

Регулировку заднего подшипника скольжения производят тоже с помощью двух гаек 2 и 5. При необходимости уменьшения зазора подшипника в сопряженной паре освобождают сначала гайку 2, а затем отвинчивают на требуемую величину гайку 5 на подшипнике. После этого вращением гайки 2 сдвигают подшипник вправо до упора гайки 5 в корпус 8. Гайкой 2 одновременно регулируют и силу затяжки упорных шарикоподшипников. После регулировки обе гайки фиксируют стопорными винтами 1 и 6.

Качество регулирования подшипников шпинделей проверяют по температуре нагрева подшипников при работе станка с максимальной частотой вращения шпинделя на холостом ходу. Быстрый нагрев подшипника указывает на чрезмерный натяг при регулировании.

Источник

Подшипники токарно-винторезного станка 1К62. Регулировка шпиндельных узлов

Подшипники токарно-винторезного станка 1К62

Схема расположения подшипников на токарно-винторезном станке 1К62

Схема установки подшипников токарно-винторезного станка 1К62

Перечень подшипников токарно-винторезного станка 1К62

Перечень подшипников токарно-винторезного станка 1К62

Подшипники шпинделя токарно-винторезного станка 1к62

  • 19. Передний подшипник 4-3182120У — двухрядный роликовый радиальный, ГОСТ 7634—56, класса точности 4
  • 20. Задний подшипник 4-46215Л — шариковый радиально-упорный однорядный, ГОСТ 7634—56, класса точности 4
  • 21. Задний подшипник 4-46215Л — шариковый радиально-упорный однорядный, ГОСТ 7634—56, класса точности 4

Регулирование подшипниковых опор шпинделя токарно-винторезного станка 1К62

Опоры переднего и заднего концов шпинделя станка 1К62

Подшипниковые опоры шпинделя (передний — роликовый и задние — радиальные упорные подшипники) отрегулированы на заводе и не требуют никакой регулировки.

При ремонте регулировать подшипники следующим образом:

Передний подшипник шпинделя регулируется гайкой 11 (рис. 18), расположенной внутри корпуса передней бабки, в следующем порядке: освобождают винт 4 и поворачивают гайку в необходимую сторону. Поворотом этой гайки осуществляется осевое перемещение внутреннего кольца подшипника 10 на конусной шейке шпинделя 9.

При повороте гайки вправо происходит натяжение внутреннего кольца подшипника на конусную шейку шпинделя. При этом кольцо деформируется, его наружный диаметр увеличивается, обеспечивая плотное прилегание всех роликов к поверхности внутреннего и наружного колец подшипника, что уменьшает радиальный зазор в подшипнике. После регулировки вновь затягивают винт 4.

Радиальные упорные подшипники задней опоры шпинделя регулируются вне корпуса бабки гайкой 13 через тепловой компенсатор 1. Натяг регулирует осевой зазор и осуществляется поворотом гайки вправо на угол 18—20° до того, как в стыках между подшипниками и проставками будут выбраны зазоры. Наружные кольца устанавливаются вплотную до упора гайкой 3.

Шпиндель токарно-винторезного станка 1К62

Технические характеристики подшипника 3182120

Подшипник № 4-3182120 — это двухрядный роликовый радиальный класса точности 4, ГОСТ 7634—56, с короткими цилиндрическими роликами, с безбортовым наружным кольцом, с коническим посадочным отверстием (1:12), канавкой и отверстиями для внесения смазочного материала. Комплект тел качения с внутренним кольцом способны перемещаться относительно наружного в обе стороны. Двухрядные роликовые подшипники способны обеспечивать высокую грузоподъемность и жесткость при своих незначительных размерах (прежде всего, расстояние между наружным и внутренним кольцами). Этот тип, как и большинство роликоподшипников этой серии производится в настоящее время только высокоточным, вторым или четвертым классом, поскольку основная область применения — прецизионные станки, при работе которых недопустимо высокое биение. Продукция низких степеней точности (6) доступна с хранения.

Основным производителем подшипников подобной конструкции всегда считался московский ГПЗ-1, сейчас же его производство перевели в город Волжский, на филиал Завода Авиационных Подшипников при 15 ГПЗ (все заводы объединены под эгидой Европейской Подшипниковой Корпорации), так что подшипники с маркировкой ГПЗ-1 реализуются с хранения (или же бывает еще контрафакт). В настоящее время изготавливается две разные модификации — 2-3182120К, 4-3182120К, которые отличаются по классу точности. Помимо указанных заводов, данный тип выпускал и 10 ГПЗ (Ростов-на-Дону). После развала отечественной промышленности на рынке переизбыток подшипников этого типа, которые были сняты с оборудования, распроданы из складских остатков и т.д. Среди такой продукции может встречаться как очень качественная и недорогая, так и негодная к эксплуатации.

Купить заводские подшипники, длительная работоспособность которой гарантирована производителем, с минимальными торговыми наценками можно у официальных представителей ЕПК (ориентировочная цена — около 6500 рублей, причем класс точности влияет на нее не сильно), неликвидную продукцию и подшипники с хранения можно купить в фирмах, расположенных в крупных промышленных центрах прошлого.

Импортные подшипники этого типоразмера имеют обозначение NN3020K (наличие буквы К в номере обязательно, так как она указывает на коническую посадку). В России наиболее распространена продукция следующих производителей — FAG, SKF, NACHI, IBC. Также, как и отечественные подшипники, импортные также широко реализуются из числа неликвидов, прежде всего, это продукция восточно-европейских производителей — URB (Румыния) и FLT (Польша), выпущенная и завезенная в страну еще во времена существования Союза. Под видом импортных могут продавать и китайские подшипники CX, SZPK, ZWZ и другие.

Размеры и характеристики подшипника 3182120 (NN3020K)

  • Внутренний диаметр (d): – 100 мм;
  • Наружный диаметр (D): – 150 мм;
  • Ширина (H): – 37 мм;
  • Масса: – 2,17 кг;
  • Размеры ролика: — 11х11 мм;
  • Количество роликов: — 60 шт;
  • Грузоподъемность динамическая: — 160 кН;
  • Грузоподъемность статическая: — 247 кН;
  • Максимальная номинальная частота вращения: — 6000 об/мин.

Технические характеристики подшипника 46215

Подшипник 46215 шариковый радиально-упорный однорядный неразъемный со скосом на наружном кольце ГОСТ 7634—56.

Подшипник представляет из себя шариковый однорядный радиально-упорный подшипник с углом контакта 26°. Этот угол — не что иное, как угол между прямой, проходящей через центр шарика и точкой контакта его с дорожкой качения. Как следует из названия этого типа — действующие нагрузки как радиальные, так и осевые. Притертая друг к другу пара таких подшипников по схеме «тандем» поставляется в комплекте и имеет номер 446215.

Производится данный тип в Самаре на СПЗ-4. Однако более качественные и дорогие подшипники радиально-упорного типа выпускает саратовский завод ОАО «СПЗ» (бывший 3 ГПЗ). В его номенклатуре находится сразу несколько модификаций этого типа: Т-46215Е5, 4-46215Е5, 6-46215Е5, 46215Е5, Т-46215Л, 4-46215Л, 6-46215Л (отличаются степенью точности и материалом сепаратора). Если же Вам будут предлагать 1 ГПЗ — то будьте уверены: это старые подшипники, качество которых может быть непредсказуемым.

Импортные подшипники (например, SKF и FAG), этого типа имеют маркировку по ISO — 7215A. Сепаратор из латуни отражается наличием в номере буквы М.

Размеры и характеристики подшипника 46215 (7215А):

  • Внутренний диаметр (d): – 75 мм;
  • Наружный диаметр (D): – 130 мм;
  • Ширина (высота) (Н): – 25 мм;
  • Масса: – 1,28 кг;
  • Диаметр шарика: – 17,462 мм;
  • Количество шариков в подшипнике: – 16 шт.;
  • Диаметр борта наружного кольца: – 113 мм;
  • Диаметр борта внутреннего кольца: – 92 мм;
  • Грузоподъемность динамическая: – 78,4 кН;
  • Грузоподъемность статическая: – 53,8 кН;
  • Номинальная частота вращения: – 6300 об/мин.
  • Производитель — ГПЗ-3;

Схема подшипника 46215 (7215)

Фото подшипника 46215 (7215)

Условные обозначения подшипников — ГОСТ 3189-89

Российская система маркировки подшипников качения. Основное и дополнительное цифровое обозначение:

Условные обозначения подшипников

Расшифровка цифрового обозначения подшипника № 4-3182120:

Расшифровка обозначения всегда должна начинаеться с правой края маркировки:

— код внутреннего диаметра внутреннего кольца — число в обозначении (20) умножаем на шаг 5 мм, в нашем случае диаметр равен 100 мм.

— обозначение серии диаметров внешнего кольца совместно с седьмым знаком (3000100), обозначающим серию ширин (высот), определяет размерную серию (габарит) подшипника, ГОСТ 3478

— условное обозначения типа подшипника. В нашем случае — Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами

— конструктивное исполнение подшипника по ГОСТ 3395. В нашем случае: (182000) Подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими, двухрядный с коническим отверстием 1:12, с бортами на внутреннем кольце, ГОСТ 7634

— Обозначение серии ширины (3000100). Совместно с третьим знаком, обозначающим серию диаметров, определяет размерную серию (габарит) подшипника.

— Обозначение класса точности подшипника по ГОСТ 520-2002. В нашем случае — 4 класс точности — высокий.

Упрощенная таблица классов точности подшипников

Современная система маркировки подшипников (ГОСТ 520-2002), принятая в нашей стране различает следующие классы точности (в порядке уменьшения допусков и повышения точности):

8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, Т, 2

  • Высшие классы точности — 5, 4, Т, 2 прецизионные.
  • Низшие классы точности — 0, нормальный, 6Х подшипники общего применения. (Класс 6Х — обозначается как Х. Нормальный класс, аналог обозначения 0, может не обозначаться)
  • Дополнительные классы точности (ниже нулевого) — 7, 8

Подшипники более высоких классов точности 4, Т, и 2 могут стоить в разы дороже, чем более низких классов — 5, 6, 0.

Буквенные обозначения класса точности подшипников

Современные обозначения класса точности подшипников

Классы точности подшипников для шпинделей станков

Источник

Оцените статью