Автор печатного станка в европе

Автор печатного станка в европе

Компьютерные технологии повсеместно проникают во все сферы человеческой деятельности. Рожденные ими электронные носители все явственней теснят позиции печатного слова. И тем не менее, даже в XXI веке трудно представить нашу жизнь без всего того, что сухо называется «печатной продукцией».

Без преувеличения можно сказать, что изобретение книгопечатания по-праву занимает свое место в ряду настоящих прорывов человеческой мысли среди таких значительных открытий, как изобретение компаса, пороха и бумаги. Являясь по своей сути изобретением сугубо техническим, или скорее даже технологическим, книгопечатание стало катализатором человеческого прогресса, определившим развитие цивилизаций второй половины ушедшего тысячелетия.

Человечество шло к изобретению печатного станка длинной дорогой, и история создания печатной книги не была безоблачной и по разным причинам оказалась разорванной пятью столетиями забвения.

Долгое время человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. Бессмертные поэмы «Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого времени в течение веков поэмы распространялись устно. Изобретение письменности, наверное, можно считать первой информационной революцией в истории человечества, далеко продвинувшей вперед народы, ее свершившие. Однако владение письмом не гарантировало народам ни глобального лидерства, ни исторического долголетия. Об этом свидетельствует судьба исчезнувших народов, имевших когда-то свою письменность (например, шумеров).

В настоящее время в мире насчитывается порядка 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенным считаются алфавиты на латинской основе.

Читайте также:  Станок для шлифовки труб из нержавейки

Книгопечатание (в переводе с греческого – многописание) – это размножение в большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка.

Идея печати была заложена еще в тавре или клейме, которым скотоводы метили своих лошадей или коров. Принцип штемпелевания был известен уже в клинописных культурах Древнего Востока (шумеры, Вавилон, Египет). На глиняный диск спиралеобразно наносились символы с помощью штемпелей . Фактически этот диск являлся первым образцом печатания связанного текста. Следующий этап – печатание монет. Затем появились «каменные» книги и книги на глиняных дощечках, позже — папирусные свитки, а со II века до н.э. – книги на пергамене (пергаменте). Потом, в эпоху Аристотеля и Платона, миру были явлены манускрипты.

Можно сказать, что книгопечатание было изобретено дважды: в 900-х годах н.э. в Поднебесной (Китае) и потом в XV| веке в Западной Европе. В книгопечатании Китая первоначально использовалась технология, при которой в качестве печатной формы использовалась доска, на которой вырезались тексты и символы. Около 725г. была выпущена первая в мире газета «Ди-бао» («Вестник»)̽. В 770г. по повелению императрицы Сетоку, таким способом был отпечатан миллион заклинаний, которые были вложены в миниатюрные пагоды. Затем появляется эстампаж.

Эстампаж — техника получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят к периоду, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.). Способ заключается в получении оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску.

Затем в буддийских монастырях Китая, приблизительно в 618-907гг. появилась технология ксилографии, или обрезная гравюра на дереве. Первая ксилографическая книга называлась «Алмазная сутра». Она была изготовлена в 868г., а впервые обнаружена в 1900г. в «Пещере тысячи Будд» в Дунхуане (Западный Китай). В Европе ксилографическая книга, как таковая, появилась во времена Средневековья после Крестовых походов. Одним из известных ксилографических изданий была «Библия бедных».

В эпоху Возрождения в Европе книгопечатание получило второе рождение. В 1440-е годы метод ксилографии был усовершенствован немцем Гансом Генсфлейшем или Иоганном Гутенбергом (1394/1399 – 1468гг.).

Изобретение И.Гутенбергом книгопечатания знаменовало собой важнейший переломный момент в истории книжной культуры — конец книги средневековой и рождение книги Нового времени. Это изобретение было подготовлено и вдохновлено всем развитием культуры позднего Средневековья, создавшей и технические и общекультурные предпосылки для него, определившей острую потребность в книге нового типа.

Именно в его типографии в немецком городе Майнце впервые увидели свет печатные книги, набранные при помощи металлических подвижных букв, вырезанных в зеркальном отражении Разработанная им технология печатания книг оказалась самой продуктивной для того времени. Гутенберг пришел к выводу о необходимости быстро отливать любое количество шрифта – словолитный процесс. Этот процесс был им продуман до мелочей и для его реализации были разработаны: способ изготовления печатной формы путем набора текста отдельными литерами, ручной словолитный прибор, ручной печатный станок для получения оттиска со словолитной формы.

Изобретение печатного станка обусловило дальнейшее развитие техники книжного производства и оказало сильнейшее воздействие на типологию и искусство книги, получив общекультурное значение — был определен путь формирования мегацивилизаций, таких как западноевропейская, китайская, исламская. С уверенностью можно говорить о том, что история мировой культуры не отделима от истории печатной книги.

Если рукописная книга была весьма дорогостоящим предметом, и поэтому, их самые крупные собрания, как правило, находились в монастырях и университетах, то эпоха И. Гутенберга превратила книгу в общедоступную, а значит, она стала необходимым элементом в процессе познания, воспитания, формирования эстетического вкуса, средством воздействия на массы и даже информационным оружием. Уже в то далекое время короли, императоры, священнослужители и власть имущие в эпоху Нового времени стали использовать книгу для пропаганды своих идей, формирования той или иной идеологии, укрепления своей власти. Например, Генрих VIII и его премьер-министр Томас Кромвель издавали памфлеты для утверждения англиканской церкви.

Первая половина XV века – время великих географических и научных открытий, переход к новым социально-экономиченским и политическим отношениям, рождение нового мировоззрения и мироощущения, рождение новых городов и новых государств, эпоха Реформации, когда Библия была переведена на немецкий язык Мартином Лютером и издана большим тиражом. Происходящие изменения привели к высокому спросу на книгу, вследствие чего потребность в книгопечатании. К концу столетия было основано больше тысячи типографий, которые выпустили уже около 40 тысяч изданий тиражом приблизительно 12 миллионов экземпляров. Одновременно с триумфальным шествием книгопечатания по Европе рождалась и быстро утверждала себя новая форма книги, а с нею и новая книжная эстетика.

Наличие книжного рынка, одновременный спрос на большое количество экземпляров, хотя бы некоторых, наиболее распространенных и важных книг поставили перед типографиями вопрос о тиражности, тем более, что печатная техника есть по преимуществу техника тиражная, причем экономически выгодной в результате возможности изготовить с одного набора большое количество равноценных оттисков. Тем самым решалась и еще одна, становившаяся все более актуальной практическая задача: тщательная выверка текста до его размножения, не подвергая книгу опасности искажений при многократном переписывании. Но для того чтобы эти задачи могли быть сознательно поставлены, необходимо, с одной стороны, развитие научной критики текстов, а с другой — появление самой идеи тиража как определенной, подлежащей техническому размножению заранее заданной формы книги.

В 1494г. начала свою деятельность Черногорская типография расположенная в вмонастыре в городе Цетине, основанная монахом Макарием. Была напечатана первая книга на старославянском языке «Охтоих-первогласник».

В 1517-1519гг. в Праге Франциском Скориной, белорусским первопечатником и просветителем, была напечатана кириллическим шрифтом на церковнославянском языке книга «Псалтирь».

Книгопечатание на Руси берет свое начало в 50-х годах XVI столетия в московской типографии, располавшейся в доме священника Сильвестра (автора «.Домостроя»). Здесь были изданы на церковнославянском языке: три Четвероевангелия, две Псалтири и две Триоди. Особенностью русских шрифтов являлось использование отдельно от остальных литер надстрочных знаков с перекрещиванием строк. Это позволяло искусно имитировать облик рукописной книжной полосы. Для литья шрифтов использовали олово, поэтому литеры не выдерживали печати больших тиражей.

В 1563г. начала свою деятельность первая государственная типография, известная тем, что в ней работали Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Именно там была выпущена первая датированная книга «Апостол» . Работа по ее изданию длилась почти год — с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564года.

Источник

КНИГОПЕЧАТАНИЕ В ЕВРОПЕ

Иоганн Гутенберг

Несмотря на существующие споры и гипотезы, большинство историков пришло к выводу, что основоположником книгопечатания в Европе является немец Иоганн Гутенберг, родившейся в Майнце. Некоторое время он был в Страсбурге, где в 1440 г. была напечатана «Латинская грамматика» Элия Доната (IV в.), но это были лишь первые шаги по созданию печатной типографии. Вернувшись в родной город, он в августе 1450 г. заключил договор с богатым горожанином Иоганном Фустом для создания печатной мастерской. С этого времени считается и началась подготовка к изданию первой полнообъемного печатного европейского издания – 42-строчной Библии, вышедшая через пять лет в двух томах. В 1452 г. в качестве подмастерья к ним присоединился Петер Шеффер, служивший в каллиграфом Парижского университета. Заслугой подмастерья стало усовершенствование шрифта, а также он разработал новый способ отливки букв, начав изготовление пунсонов из стали. Доходы печатной мастерской были невелики, возникла задолженность, приведшая к судебному разбирательству между компаньонами. 6 ноября 1455 г. согласно Хельмаспергеровскому нотариальному акту, Гутенберг должен был передать набранную Библию (сохранился 41 экземпляр) и инструменты Фусту, а сама мастерская оставалась за ним. Таким образом, в Майнце образовалось две типографии. В 1457 г. Фуст и Шеффер издали Псалтирь, в котором впервые заглавные буквы были напечатаны красной и синей краской, но в издании было множество опечаток. Гутенберг также продолжил издательское дело, но больше не ставил своего имени на книгах, опасаясь кредиторов. В последовавшей междоусобной войне, типографии оказались по разные стороны баррикад, в ходе которой мастерская Фуста и Шеффера была разгромлена 28 октября 1462 г., когда город захватил Адольфом, граф Нассау. Многие подмастерья покинули Майнца, и стали основывать собственные типографии в других городах. После прекращения междоусобицы, с 1465 г. Гутенберг стал придворным архиепископа, а его мастерская стала размещаться в его резиденции в Эльтвилле близ Майнца.

Распространение книгопечатания по всей Европе

Открытие книгопечатания быстро распространилось во всей Европе, во многих городах открывались типографии. Книги, изданные до конца 1500 г. стали называться инкубалами. А книги, вышедшие в первой половине XVI в., получили название палеотипы. В этот период в Европе осталось около 200 типографий, несмотря на популярность печатной книги, многие мастерские быстро разорились. В книгах появлялись иллюстрации, они украшались гравюрами. В 1516 г. в Праге открылась типография (до этого их уже было несколько в чешских землях), основанная Ф. Скориной, именно там, через год была напечатана первая книга на кириллице «Псалтырь».

Несмотря на быстрое распространение книгопечатания во многих странах Европы, типографии сталкивались со многими ограничениями, литература носила преимущественно религиозный характер. Так в 1515 г. папа Римский издал буллу, по которой вводилась цензура для выходящих из печати изданий. Появился специальный папский «Индекс» — список книг, запрещенных к распространению и чтению. Многие книги просто было запрещено печатать.

Появление книг на европейских языках

В XVII в. происходит бурный рост количества произведений светского характера, появляются книги политического характера, распространяются брошюры и листовки. В это же время стали преобладать книги на европейских языках, а не только на латыни. Знаковым издательством того времени, стала фирма Эльзевиров, просуществовавшая с 1581 по 1712 г. в Голландии. Фирма выпускала учебную и научную литературу и изобрела собственный шрифт, названный в честь фамилии семьи владельцев.

Другим явлением этого века стало появление еженедельной газеты в Париже с 1632 г., а первая ежедневная и регулярная газета «Лейпциг Цайтунг» выходила в Германии с 1669 г.

На рубеже XVIII – XIX веков вместе с исчезновением феодальных пережитков и цеховой структуры большинства типографских мастерских, происходит дальнейшее увеличение количества типографий в Европе, растет число работников данной сферы. Происходило дальнейшее улучшение и технической стороны дела: появились машины для отлива букв, был изобретен станок для двусторонней печати, ротационная машина и многое другое. Распространилось использование литографии и цинкографии.

Источник

Федоров, Скорина или Гутенберг. Кто всё-таки был «отцом» книгопечатания в Европе

Сегодня страна отмечает День российской полиграфии. И вы, наверняка, знаете, с чьим именем непосредственно связан этот праздник. Правильно, с первым книгопечатником Иваном Федоровым .

Иван Федоров (Россия, 1564)

Все мы с детства знаем, что он стоял у истоков книгопечатания на Руси, и его первом творением стала книга «Апостол», которую похвалил сам Иван Грозный: собственно, он и затеял всю эту историю с книгопечатанием.

Работа над «Апостолом» началась 19 апреля 1563 года и завершилась 1 марта 1564 года. Это было очень интересное время. Чтобы вы понимали, в этот период на Красной площади возводился Собор Василия Блаженного знаменитыми архитекторами Бармой и Постником. В принципе в Москве велось огромное строительство. Россия активно развивалась и строилась.

Городам и церквям были нужны книги. Однако рукописные книги оставляли желать лучшего: они содержали множества ошибок и опечаток. Этот постыдный факт не мог уйти от взора царя, именно поэтому он повелел заняться развитием книгопечатания в стране, организовать типографию, где тексты тщательно выверялись бы и редактировались. Для реализации задумки пригласили одного из самых талантливых людей того времени Ивана Федорова.

Выбор книги был неслучайным: «Апостол» использовался для обучения духовенства. С нее и начали. Сам митрополит Макарий занимался редактированием книги, поэтому удалось избежать самых распространенных ошибок. Книга была высоко оценена Иваном Грозным, и Федоров продолжил работу.

На фото — оригинальный экземпляр книги «Апостол», отпечатанный в типографии Ивана Федорова в 1564 году. Книга была напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В книге 267 листов (534 страницы), на каждой странице — 25 строк. Известно, что было напечатано около 2000 экземпляров «Апостола». До наших дней сохранилось 43 экземпляра этой уникальной книги. Один из них теперь находится в Туле, в филиале Государственного исторического музея.

О происхождении Ивана Федорова известно немного. Родился он примерно в 1520 году и своим отечеством считал Москву, даже когда позднее обосновался в Великом княжестве Литовском.

Долгое время Иван Федоров позиционировался как книгопечатник, создавший первый типографский станок, своего рода Юрий Гагарин в полиграфическом деле. Но это не так. Есть, как минимум, еще две версии о истоках книгопечатания в мире.

Франциск Скорина (1517, Прага)

Например, белорусская версия. Наши соседи первым книгопечатником в Европе считают своего талантливого соотечественника Франциска Скорину. И для этого есть основания. Свою первую книгу Франциск напечатал аж в 1517 году, то есть примерно за три года до рождения Ивана Федорова!

Предприниматель, ученый-медик и философ Франциск Скорина считается величайшим историческим деятелем в Беларуси.

Скорина родился в Полоцке в Великом княжестве Литовском в семье купца в 1470 году. Считалось, что в роду у Франциска могли быть скорняки, но это не столь важный факт. Скорина получил блестящее по тем временам образование, в Краковской академии изучал философию и логику, обучался на факультетах вольных искусств и медицины, а позднее и вовсе получил степень доктора вольных искусств и степень доктора медицины, причем экзамен сдавал в Падуанском университете в Италии.

В 1517 году Скорина основал в Праге типографию и издал там первую в историю белорусского книгопечатания книгу «Псалтырь». За три года благодаря поддержке меценатов Франциск издал аж 23 Библии.

Кстати, в городе Полоцке, где родился Скорина, есть уникальный музей, посвященный Франциску. Там проводят экскурсии и подробно рассказывают об удивительной жизни этого великого человека. Но самое интересное заключается в том, что в музее можно увидеть печатный станок, изобретённый немецким книгопечатником И. Гутенбергом (о нем ниже), на котором как раз и работал Скорина.

Главная заслуга Франциска заключалась в том, что он сделал книги более доступными для простых людей у себя на Родине. Более того, он сам переводил тексты, главным образом, Библию, с латинского языка на церковнославянский белорусский.

Иоганн Гутенберг (1439, Германия)

Но и Франциск был не первым в деле книгопечатания. Более чем за сто лет до Ивана Федорова, в 1439 году, немецкий книгопечатник Иоганн Гутенберг создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказав огромное влияние на всемирную историю и культуру. Не будем вдаваться в технические подробности, но то, что придумал Гутенберг, совершило революцию в книгопечатании. Первой книгой Гутенберга ожидаемо стала Библия.

О жизни Гутенберга известно немного. Иоганн родился в семье богатого патриция, высокопоставленного городского бюргера примерно в 1400 году в Майнце. По разным версиям Гутенберг занимался ювелирным делом, шлифовкой полудрагоценных камней и изготовлением зеркал, позднее он увлекся экспериментами в области книгопечатания. Его главным достижением считается создание подвижных выпуклых металлических букв, вырезанных в обратном виде. Он набирал из них строки и с помощью пресса делал оттиски на бумаге.

По некоторым данным, самой первой печатной книгой Гутенберга, отпечатанной в 1445 году, считается так называемая «Сивиллина книга» (поэма на немецком языке). Работа над ней была в строжайшей тайне: изобретение подрывало основы деятельности переписчиков, а также духовенства, в руках которого была монополия на чтение и на письмо. Кроме того, известие о новом способе изготовления книг привело бы к падению их стоимости. Поэтому книги Гутенберга имитировали готические рукописи, их даже выдавали за рукописные.

Примечательно, что долгое время достижения Гутенберга приписывали разным людям. Правда была восстановлена только спустя более 400 лет. Сделал это Антоний ван дер Линд в своей работе 1878 года.

Подводя итоги, хочется сказать, что первенство в книгопечатание все-таки нельзя присвоить кому-то одному. Если копать глубже, то и до Гутенберга были умельцы. Каждый исторический деятель, который занимался книгопечатанием, вложил свою лепту в полиграфическое дело, приблизил прогресс. И только потому, что все эти люди века назад придумывали и мастерили, сегодня мы отмечаем День российской полиграфии.

Источник

Оцените статью