1767 г изобретен прядильный станок приводимый в движение водяным колесом

1769 г. Прядильная машина Аркрайта

Прядильная машина Аркрайта, запатентованная в 1769 г.

Машина Харгривса отчасти помогла преодолеть прядильный голод и способствовала мощному подъему производства в Англии, однако это было все-таки не совсем то, что требовалось. Вытяжное приспособление «дженни» оказалось несовершенным. Из-за недостаточной вытяжки пряжа получалась хоть тонкая, но слабая. Для большей прочности полотна ткачам приходилось добавлять в пряжу льняную нитку.

Более удачная машина была создана вскоре Аркрайтом. Она представляла собой соединение вытяжного механизма Уайта с крутильно-наматывающим аппаратом самопрялки Юргенса. По профессии Аркрайт был цирюльником в городе Больтоне в Англии. Большинство его клиентов были мелкие прядильщики и ткачи. Однажды Аркрайт стал свидетелем разговора ткачей, говоривших о том, что полотно ткется из нитей льна вперемежку с нитями хлопка, так как машина Харгревса не в состоянии поставлять много пряжи и нитки ее не обладают достаточной прочностью. Вскоре после этого Аркрайт раздобыл себе машину «дженни», изучил ее и пришел к убеждению, что сможет построить другую, которая будет прясть скорее и тоньше. Он взялся за дело и действительно ему удалось построить прялку, которая совершенно автоматически исполняла все процессы. Прядильщику приходилось лишь следить за тем, чтобы в машину поступало достаточно материала, и соединять порвавшиеся нити.

Работа на машине Аркрайта происходила следующим образом. Приводное колесо приводило во вращение веретена с рогульками (они видны на правой части рисунка внизу). Предварительно приготовленная из хлопка ровница находилась на початках, которые помещались на горизонтальном валу в верхней части станка. Ровничная ленточка хлопковых волокон поступала в находящиеся перед початками вытяжные валики. В каждой паре нижний валик был деревянный, рифленый, а верхний – обтянут кожей. Каждая последующая пара валиков вращалась быстрее, чем предыдущая. Верхние валики прижимались грузами к нижним. Вытянутая нить выходила из последней пары валиков, проходила через крючки рогульки и наматывалась на веретено. Для того, чтобы получить отставание сидящих на веретенах катушек от рогулек, катушки несколько задерживались шнуром, проходившем через желобки шкивов в нижней части каждой катушки. В результате получались нити такой крепости, что отныне можно было делать ткани из чистого хлопка, без примеси льна. В описываемой машине был полностью осуществлен принцип непрерывности работы, поэтому ее стали называть ватермашиной.

Читайте также:  Точильный станок watt pro

Аркрайт оказался не только удачливым изобретателем, но и ловким дельцом. Вскоре в сообществе с двумя коммерсантами он построил свою прядильную фабрику, а в 1771 г. открыл вторую фабрику в Кромфорде, где все машины приводились в движение водяным колесом. Вскоре фабрика разрослась до размеров крупного предприятия. В 1779 г. на ней было несколько тысяч веретен и работало 300 рабочих. Не останавливаясь на этом, Аркрайт основал еще несколько фабрик в разных концах Англии. В 1782 г. на него работало уже 5000 рабочих, а его капитал оценивался в 200 тысяч фунтов стерлингов.

Аркрайт продолжал работать над созданием новых машин, которые
позволили бы механизировать весь процесс обработки пряжи. В 1775 г. он получил патент сразу на несколько вспомогательных механизмов. Главными из них были: кардная машина, подвижной гребень, ровничная машина и питающий прибор. Кардная машина состояла из трех барабанов и служила для расчесывания хлопка. (Это была усовершенствованная машина Уайта). Подвижный гребень использовался как дополнение к кардной машине – им снимали прочесанный хлопок с барабанов. Ровничная машина превращала расчесанный хлопок в цилиндрическую ровницу, готовую для переработки на прядильной машине. Питающий прибор представлял собой подвижное полотно, которое доставляло кардной машине хлопок для обработки.

В последующие годы слава Аркрайта была омрачена обвинениями в плагиате и воровстве чужих изобретений. Целый ряд судебных процессов показал, что все запатентованные им машины не были в действительности изобретены им. Так оказалось, что прядильную ватермашину изобрел часовщик Джон Кэй, кардную машину – Даниэль Борн, питающий прибор – Джон Лис. В 1785 г. все патенты Аркрайта были аннулированы, но к этому времени он уже был одним из самых богатых английских фабрикантов.

Читайте также:  Станок для пластиковых изделий китай

Источник

Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие (38 стр.)

В 1767 году появилась «ватерная» (водяная) прядильная машина, приводившаяся в движение при помощи воды. Ее изобрел плотник и механик Томас Хайс. В 1769 году это изобретение было использовано предпринимателем Ричардом Аркрайтом, получившим на нее патент и внедрившим новую машину в производство на прядильных фабриках. Но ватермашина давала слишком толстую нить, и в 1779 году механик-самоучка Сэмуэль Кромптон создал более совершенную мюль-машину, которая при помощи механической силы приводила в движение до 400 веретен и давала более тонкую и прочную нить. Это привело к тому, что английская пряжа стала конкурировать с индийской.

Но вслед за этим потребовалось новое техническое переоснащение ткацкого производства, поскольку оно уже отставало от прядения. В 1785 году сельским священником Эдмундом Картрайтом был изобретен первый образец механического ткацкого станка, заменявшего труд 40 ткачей. Правда, этот станок был окончательно усовершенствован и получил массовое применение уже в XIX веке. Широкое использование этих и других механизмов и технических приспособлений привело к тому, что с 1780 по 1820 год выпуск продукции хлопчатобумажной промышленности вырос более чем в 16 раз.

В 1760– 1780-х годах машинами были оснащены суконное и бумажное производство, полиграфия и другие отрасли. Но становилось все более очевидным, что энергия воды (водяного колеса) уже недостаточна для фабричной промышленности и что нужны более мощные двигатели, к тому же независимые от силы падающей воды. Это привело к изобретению шотландцем Джеймсом Уаттом в 1782–1784 годах паровой машины «двойного действия»: машина производила полезную работу при движении поршней в обоих направлениях. Дж. Уатт создал универсальный двигатель для любой отрасли промышленности, и в этом его огромная заслуга.

Паровая машина Дж. Уатта была быстро оценена фабрикантами и получила распространение в промышленности. К 1800 году в Англии насчитывалось 320 паровых машин, а к 1826 году их было уже 26 тыс. со средней мощностью в 25 лошадиных сил. И если изобретение прялки «Дженни» и внедрение ее в производство принято считать началом промышленного переворота, то изобретение и внедрение паровой машины Дж. Уатта – началом перехода от мануфактуры к фабрике.

Однако отдельные технические новшества не могли радикальным образом изменить всю промышленность. Нужен был массовый переход к фабричной форме производства, который совершался в течение несколькихдесятилетий. Все началось с хлопчатобумажной отрасли: в 1769 году Р. Аркрайт построил целую фабрику, оснащенную прядильными машинами, через 10 лет в Англии было уже 20 таких фабрик, а еще через 10 лет – 150. Именно прядильные фабрики были основными потребителями паровых машин Уатта.

Применение машин привело к повышению спроса на металл для их изготовления. Но рост мощностей металлургии сдерживался недостатком древесного угля, на котором работали плавильные печи. В Англии уже в XVII веке были уничтожены огромные лесные массивы для нужд не только металлургии, но и кораблестроения. Импортировать же лес было очень дорого. В связи с этим Англия была вынуждена ввозить металл из-за границы, в основном из России. В середине XVIII века до 60 % потребности в металле приходилось покрывать за счет импорта. К примеру, в 1788 году из России было вывезено 28 тыс. т железа, в то время как сама Англия выплавила лишь 60 тыс. т. Большое количество железа поступало из Швеции.

Такая практика была признана неэффективной, и это заставляло искать новые виды топлива. Благодаря открытиям семейства английских промышленников, отца и сына Дерби, в 1780-х годах производство черных металлов было переведено в основном на каменный уголь (кокс), что привело к повышению производительности труда в металлургии более чем в 15 раз и позволило Англии превратиться в крупнейшего экспортера металлургической продукции.

Применение кокса, в свою очередь, привело к развитию добычи угля, что также являлось принципиально новым технологическим шагом в индустрии: уголь стал использоваться не только в металлургии, но и в качестве источника энергии для паровых машин. Это способствовало быстрому подъему угольных регионов в Шотландии, Южном Уэльсе, Йоркшире, Ланкашире.

Увеличение добычи угля сдерживалось недостаточным развитием транспортной системы, основу которой составляли грунтовые дороги.

Но перевозка тяжелых грузов гужевым транспортом была очень дорогой. В 1790-х годах Англию охватила лихорадка строительства каналов, прежде всего между угледобывающими районами и центрами черной металлургии. В результате к концу XVIII века Англия была буквально покрыта сетью водных путей, многие города в центре страны получили выход к морю. По каналам перевозили уголь, соль, металлы, железную руду, пшеницу, гончарные изделия и другую продукцию.

В конце XVIII века был предложен способ твердого покрытия поверхности дорог, что позволило гужевому транспорту беспрепятственно передвигаться в любое время года. Но тем не менее каналы оставались главным видом транспорта для перевозки тяжелых и громоздких товаров вплоть до появления железнодорожной сети, т. е. до середины XIX века.

Бурный экономический рост на рубеже XVIII–XIX веков привел к резкому увеличению объемов грузоперевозок, с которыми уже не мог справиться имевшийся транспорт. Единственно разумным и эффективным выходом стало внедрение паровой машины на транспорте, и прежде всего на железной дороге. Заметим, что еще в XVII веке были изобретены рельсовые дороги («трам», отсюда – трамвай) с конной тягой. В XIX веке деревянные рельсы были заменены металлическими.

В начале XIX века рельсовые пути были дополнены паровозом – самоходной паросиловой установкой на основе стационарной паровой машины. Изобрел его талантливый механик Джордж Стефенсон (Стивенсон), который начал строить такие машины с 1814 года. Он создал первые практически пригодные модели паровоза, в том числе «Ракету» (1829 г.), развивавшую невиданную для того времени скорость – 22 км/ч. В 1825 году по инициативе Стефенсона была открыта первая железная дорога общественного пользования между Дарлингтоном и Стоктоном. В 1830 году между Манчестером и Ливерпулем была построена первая в мире железная дорога протяженностью более 50 км, имевшая хозяйственное значение [47] .

При строительстве железной дороги между Дарлингтоном и Стоктоном Дж. Стефенсон выбрал ширину колеи 4 фута 8,5 дюймов (1435 мм), основываясь на ширине угольной вагонетки, которая, как полагают, восходит к ширине колеи древнеримским колесниц. Такая же ширина колеи была использована и при строительстве дороги между Манчестером и Ливерпулем. Конкуренты Стефенсона предлагали строить дорогу шириной 7 футов (2135 мм), считая, что такая колея повысит скорость движения и увеличит пропускную способность дорог. Но задачи индустриального развития требовали быстрой и четкой стандартизации, поэтому в 1846 году британский парламент принят «Билль о ширине колеи», в соответствии с которым в Англии (а впоследствии почти во всей Европе и Америке) был принят железнодорожный стандарт, предложенный Дж. Стефенсоном. Отметим, что в настоящее время из всей мировой протяженности железных дорог около 75 % приходится на данный стандарт, 11 % – на более широкую колею и 14 % – на более узкую (в России ширина колеи составляет 1524 мм).

Паровой транспорт способствовал ускоренному движению товарной продукции, удешевлению экономических связей между регионами страны и заморскими территориями, всемерному развитию внутреннего и внешнего рынка. Можно сказать, что строительство железных дорог и развитие парового водного транспорта явились самыми значительными факторами, вызвавшими коренной перелом в экономике и создавшими материальную базу рыночной экономики.

Промышленный переворот обычно связывают с принципиально новой техникой. Известно, что первые английские машины были созданы на мануфактурах. Но со временем должна была возникнуть отдельная отрасль по производству станков, машин, механизмов не мануфактурным, а машинным способом, т. е. машиностроение. Для этого нужны были совершенно новые металлорежущие станки: токарный, строгальный, фрезерный, токарно-винторезный и многие другие. Все они появились в Англии в конце XVIII – начале XIX века, но лишь к середине XIX века произошло окончательное становление мощного машиностроения.

Последствия промышленного переворота. Завершение промышленного переворота означало, что Англия окончательно превратилась из аграрной страны в индустриальную державу, что в промышленности восторжествовало основанное на новой технике фабричное производство. В ходе промышленного переворота Англия стала «мастерской мира», поскольку ее промышленный потенциал во второй половине XIX века оказался самым мощным во всем мире. К середине XIX века Англия заняла особое место в мировом хозяйстве и мировой политике, поскольку другие страны еще только завершали промышленный переворот. Уровень промышленного развития здесь был несравненно выше, чем в других государствах. В 1860-х годах на долю Англии приходилось около одной трети мировой промышленной продукции, а по выпуску продукции тяжелой промышленности она превосходила соответствующие показатели США, Германии и Франции в четыре-пять раз.

Источник

1249,Общая характеристика 7-го столетия — рассмотрим вопрос

Конец XVIII века вошел в историю под знаменем промышленного переворота. Сначала Англия, а затем и другие европейские страны постепенно отказывались от привычного использования ручного труда, то есть мануфактурного производства. Появляются первые ткацкие станки, паровые машины и другие изобретения. Начинается эпоха промышленного переворота, перехода от мануфактур к фабрикам и заводам.

События

Пленение короля Энцо (средневековая миниатюра).

Про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот и его по­след­ствия

Про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция (конец XVIII – пер­вая по­ло­ви­на XIX в.) на­ча­лась в Ан­глии в по­след­ней трети XVIII в., впо­след­ствии она рас­про­стра­ни­лась и на дру­гие стра­ны Ев­ро­пы.

Про­мыш­лен­ным пе­ре­во­ро­том на­зы­ва­ют пе­ре­ход от ма­ну­фак­тур­но­го (руч­но­го) про­из­вод­ства к фаб­рич­но-за­вод­ско­му (ма­шин­но­му). Про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот, таким об­ра­зом, был свя­зан с изоб­ре­те­ни­ем вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ных машин и их внед­ре­ни­ем в про­из­вод­ство (по­дроб­нее).

Предыс­то­рия

Во вто­рой по­ло­вине XVIII в. в Ан­глии про­ис­хо­дит аг­рар­ная ре­во­лю­ция. Пред­при­ни­ма­тель­ское фер­мер­ское хо­зяй­ство вы­тес­ня­ет тра­ди­ци­он­ное кре­стьян­ское. Это было свя­за­но с тем, что прак­ти­че­ски вся земля со­сре­до­то­чи­лась в руках круп­ных соб­ствен­ни­ков, ко­то­рые сда­ва­ли ее в арен­ду фер­ме­рам. Скла­ды­ва­лась си­сте­ма ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний между ленд­лор­да­ми (вла­дель­ца­ми земли), фер­ме­ра­ми-арен­да­то­ра­ми и на­ем­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми (ба­тра­ка­ми). Это при­во­дит к улуч­ше­нию ка­че­ства об­ра­бот­ки земли, осво­е­нию за­бро­шен­ных участ­ков земли, по­се­ву кор­мо­вых куль­тур (для скота). После аг­рар­ной ре­во­лю­ции мно­гие люди в де­ревне оста­лись без ра­бо­ты и средств к су­ще­ство­ва­нию. Они по­да­лись в город, где ста­но­ви­лись на­ем­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми на про­мыш­лен­ных пред­при­я­ти­ях.

Пред­по­сыл­ки про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции
• Скоп­ле­ние ка­пи­та­ла в руках пред­при­ни­ма­те­лей, тор­гов­цев и бан­ки­ров.
• Рост числа на­ем­ных ра­бо­чих (рост числа ра­бо­чих, в част­но­сти, был обу­слов­лен аг­рар­ной ре­во­лю­ци­ей).
• Раз­ви­тие тор­гов­ли и рост го­ро­дов.
• На­ли­чие рынка сбыта в ко­ло­ни­ях.

Непо­сред­ствен­ной при­чи­ной на­ча­ла про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции стало ра­зо­ре­ние ан­глий­ских тка­чей в связи с вво­зом в Ан­глию де­ше­вых тка­ней из Индии. Чтобы со­хра­нить свое про­из­вод­ство и кон­ку­ри­ро­вать с недо­ро­ги­ми ин­дий­ски­ми тка­ня­ми, им было необ­хо­ди­мо уве­ли­чить про­из­во­ди­тель­ность труда и умень­шить за­тра­ты. (см. по­дроб­нее)

Со­бы­тия

1733 г. – Джон Кей изоб­рел ме­ха­ни­че­ский (са­мо­лет­ный) ткац­кий ста­нок.

1735 г. – Аб­ра­хам Дер­би-сын внед­рил до­мен­ную вы­плав­ку чу­гу­на на коксе.

1765 г. – Джеймс Хар­гри­вс изоб­рел ме­ха­ни­че­скую прял­ку «Джен­ни» (один ра­бо­чий мог при­во­дить в дви­же­ние 18 ве­ре­тен).

1767 г. – изоб­ре­тен пря­диль­ный ста­нок, при­во­ди­мый в дви­же­ние во­дя­ным ко­ле­сом.

1771 г. – в Ан­глии по­яви­лась хлоп­ко­пря­диль­ная фаб­ри­ка, на ко­то­рой впер­вые все ос­нов­ные ра­бо­ты вы­пол­ня­ли ма­ши­ны. Ее по­стро­ил изоб­ре­та­тель и про­мыш­лен­ник Ричард Ар­крайт. Ма­ши­ны при­во­ди­лись в дви­же­ние при по­мо­щи во­дя­но­го ко­ле­са.

1784 г. – со­зда­ние па­ро­во­го дви­га­те­ля. Кон­струк­тор – Джеймс Уатт.

1784 г. – изоб­ре­тен то­кар­ный ста­нок Генри Модс­ли.

1785 г. – изоб­ре­те­ние Эд­мун­дом Кар­т­рай­том но­во­го ткац­ко­го стан­ка, ко­то­рый по­вы­сил про­из­во­ди­тель­ность труда в 40 раз.

Внед­ре­ние в про­из­вод­ство машин вы­тес­ня­ло руч­ное про­из­вод­ство. Умень­ши­лось число мел­ких соб­ствен­ни­ков – людей, ко­то­рые ра­бо­та­ли на себя; уве­ли­чи­лось число людей, жи­ву­щих за счет на­ем­но­го труда. Ра­бо­ты для всех не хва­та­ло. Вме­сте с тем усло­вия труда стали более тя­же­лы­ми. Ра­бо­чий день на­ем­ных ра­бот­ни­ков про­дол­жал­ся 12 часов и более.

1811–1813 гг. – дви­же­ние луд­ди­тов («раз­ру­ши­те­лей машин»). Ра­бо­чие ло­ма­ли ма­ши­ны, из-за ко­то­рых мно­гие ока­за­лись без ра­бо­ты. Пра­ви­тель­ство ис­поль­зо­ва­ло про­тив луд­ди­тов вой­ска, смерт­ную казнь.

1825 г. – в Ан­глии пущен пер­вый пас­са­жир­ский поезд.

Се­ре­ди­на XIX в. – общая про­тя­жен­ность же­лез­ных дорог в Ан­глии со­став­ля­ет более 50 тыс. км.

За­клю­че­ние

Про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция была свя­за­на с рядом тех­ни­че­ских изоб­ре­те­ний, ко­то­рые поз­во­ли­ли за­ме­нить руч­ной труд ма­шин­ным про­из­вод­ством. В ре­зуль­та­те про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та Ан­глия конце XVIII в. стала пер­вой про­мыш­лен­ной стра­ной мира.

По­след­ствия
• Рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда (при­во­дил к сни­же­нию цен на то­ва­ры).
• Утвер­жде­ние ка­пи­та­ли­сти­че­ской эко­но­ми­ки.
• Из­ме­не­ния в со­ци­аль­ной струк­ту­ре. Оформ­ле­ние клас­сов про­мыш­лен­ной бур­жу­а­зии и на­ем­ных ра­бо­чих (про­ле­та­ри­а­та).
• Рост тор­гов­ли и со­вер­шен­ство­ва­ние путей со­об­ще­ния.

• Ухуд­ше­ние усло­вий труда ра­бо­чих.

Введение

На данном уроке речь пойдет о промышленном перевороте и его последствиях.

Промышленная революция началась в Англии в последней трети XVIII века. Она продолжилась в первой половине XIX века и в этот период приобрела уже всеобъемлющий характер.

Что послужило толчком к промышленному перевороту и почему он начался именно в Англии? Именно на территории этого государства началось разложение старинной системы землевладения. Английские крестьяне потеряли свою землю. Теперь она оказалась в руках двух социальных групп – крупных землевладельцев и фермеров.

Аграрная революция в Англии в конце XVIII века

Землей владели лендлорды, которые сдавали ее в аренду за определенную плату. Арендаторы (фермеры) выступали в роли предпринимателей. В хозяйстве фермеры использовали труд наемных рабочих – батраков. Крупные землевладения изменили характер пользования землей. Богатые лендлорды могли позволить себе вкладывать больше денег.

Все это привело к улучшению качества обработки земли, началась обработка заброшенных территорий, были выделены зоны под посев кормовых культур для скота.

Все вместе это создало возможность увеличить количество производимого продукта до того, что в Англии, самой дорогой стране тогдашнего мира, цены на зерно стали снижаться.

Предпосылки к аграрной революции

  • Сосредоточение земли в руках крупных землевладельцев.
  • Формирование рынка наемных рабочих.
  • Увеличение продуктивности сельского хозяйства.

Следствия аграрной революции

  • Укрепление торговых связей между городом и деревней.
  • Развитие городов.

Начало промышленного переворота

Таким образом, к середине XVIII века в Англии сложились все необходимые предпосылки для начала промышленного переворота (перехода от мануфактурного к фабрично-заводскому производству).

Положительную роль в этом процессе сыграло формирование значительного рынка дешевой рабочей силы.

Для того чтобы закупить новое машинное оборудование, нужны были деньги. Так сложилось, что в Англии XVIII века денег было много. Эти деньги приносила торговля. Основой английского капитала были деньги, полученные за счет ограбления колоний и торговли рабами. Промышленный переворот начался в отрасли хлопчатобумажного производства. Английские промышленники столкнулись с сильной конкуренцией со стороны Индии. Индийские ткани были по качеству значительно лучше английских. При этом индийские материалы были еще и дешевле. Таким образом, для того чтобы иметь возможность на равных конкурировать с индийскими ткачами, англичанам было необходимо резко удешевить собственное производство, для чего требовались высококачественные новые машины.

Изобретателями первых машин стали Джон Кей (рис. 1) и Джеймс Харгривс (рис. 2). Их изобретения позволяли использовать одновременно сразу несколько веретен и перебрасывать челнок с помощью нажатия механической педали (рис. 3). В 1767 году английский изобретатель Хейс присоединил механические прялки к двигателю на базе водяного колеса. Благодаря этим изобретениям стали появляться фабрики. Но у машинного производства был свой минус: они были привязаны к водяным двигателям, поэтому могли строиться исключительно по берегам рек. Строить фабрики в любом месте позволило знаменательное изобретение универсальной паровой машиныДжеймса Ватта (рис. 4, 5).

Рис. 1. Изобретатель Джон Кей (изобрел ткацкий станок) (Источник)

Рис. 2. Джеймс Харгривс (Источник)

Рис. 3. Прялка «Дженни» Джеймса Харгривса (Источник)

Рис. 4. Джеймс Ватт (Источник)

Рис. 5. Паровая машина Джеймса Ватта (Источник)

В конце XVIII века появляются токарные станки (рис. 6). Новая техника привела к новой организации промышленности. Мануфактуры уходят в прошлое, а на смену им приходят фабрики и заводы. Это стало настоящей революцией в промышленности, позволившей значительно увеличить рост производительных сил. Появление фабрик изменило жизнь рабочих. Впервые в истории человечества появилось расписание рабочего дня. С понедельника до субботы устанавливался суровый 12-часовой рабочий день. Это было для семьи рабочих очень плохо. Раньше они могли с помощью своих особых талантов и дополнительных усилий заработать лишние выходные и дополнительные деньги. Жили рабочие в весьма тяжелых условиях. Строились новые фабричные города рядом с угольными шахтами (рис. 7). В них рабочие могли арендовать лишь одну-две комнаты. Фабриканты, пользуясь своим положением, выжимали из своих подчиненных все, что только было можно. Они штрафовали рабочих за ругань, неопрятность, опоздания, использовали дешевый детский труд, отказывались оплачивать медицинское обслуживание. Все это вело к росту недовольства среди рабочих. Первые признаки подобного недовольства выразились в Луддитском движении (рис. 8). Участники этого движения называли себя луддитами по имени легендарного рабочего Неда Лудда (рис. 9), который, согласно преданию, первый разрушил собственный станок. Вслед за ним сотни людей по всей Англии начали сознательно портить ненавистные машины. Английские фабриканты были этим очень недовольны. Вскоре правительство издало закон, по которому за порчу станка полагалась смертная казнь.

Рис. 6. Первые токарные станки (Источник)

Рис. 7. Промышленный район Кольбрукдель. Гравюра середины XVIII в. (Источник)

Рис. 8. Луддиты за порчей станка (Источник)

Вслед за Англией внедрение станков в производство пришло и в другие страны. Увеличился спрос на различных изобретателей и на их изобретения. Все больше технических новинок появлялось в Европе. Росло не только количество, но и качество производимых изделий. Цены на них постепенно снижались.

Источник

Оцените статью