1455 год печатный станок иоганн гутенберг немецкий печатник

Почему Иоганн Гутенберг — отец книгопечатания?

Печатный станок Иоганна Гутенберга появился в 1440 году, он был первым в мире. Изобретение существенно изменило книгопечатание, а его создатель стал одной из самых известных фигур в истории. При этом он не был изобретателем самого процесса книгопечатания. Известно, что впервые тексты начали печатать еще в шестом веке. Но именно он создал уникальный станок с подвижными литерами, чем существенно упростил процесс. Из этой статьи ты узнаешь интересные факты из биографии Гутенберга, каким было книгопечатание до его изобретения и каким стало после, что представлял собой станок, и почему его внедрение стало настолько значимым.

Из истории мы знаем, что изобретение печати книг происходило как минимум дважды. В первый раз это произошло в древнем Китае несколько столетий назад. Европейские исторические источники указывали на шестой век, азиатские — на десятый. Полноценный станок для печали разработали еще в 868 году, его назвали Алмазная сутра. Он был способен на единичную печать страниц, в то время для этого использовали в основном бумагу. На приспособлении были созданы тысячи сутр, а также напечатаны работы Конфуция и его последователей. Человек с опытом за день мог напечатать в среднем две тысячи страниц с двух сторон.

Второй раз изобретение произошло в Европейской стране, и это стало настоящим прорывом. До этого использовали менее удобный способ — оттиск с реек из дерева.

Читайте также:  16 5 пкс со станком саможенкова

Биография Гутенберга

По профессии он был ювелиром. До создания станка был неизвестен настолько, что в исторических сводках не сохранился даже год его рождения. Он был специалистом своего дела, выполнял шлифовку полудрагоценных камней, создавал зеркала, обучал начинающих ювелиров. Если он мог обучать, значит, имел звание мастера, но где он его получил — тоже неизвестно. Гутенберг занимался не только профессиональной деятельность, но и экспериментировал с печатанием книг. По неподтвержденный данным, прототип станка стоял у него в мастерской за пару лет до того, как про него узнал мир.

Печатный станок

Точный год выхода станка тоже неизвестен, но большинство историков сошлись на том, что это свершилось в 1440. Особенностью стали подвижные объемные буквы, их делали из металлов. Они были зеркально искаженными, а отпечатывались в своей привычной форме по принципу матрицы. Подвижность — это то, что сделало ювелира автором самого первого европейского шрифта наборного типа.

Приспособление было громоздким, оно прикреплялось к потолку помещения деревянными брусьями. Основу составлял тяжеленный пресс из металла, к нему прилагался рычаг. Снизу находился стол с идеально ровной поверхностью, его выдвигали из-под установки и возвращали обратно. Конструктивные сходства дали почву для предположения, что прототипом для первого печатного станка Гутенберга стал широко распространенный на тот момент винный пресс.

Особым образом изготавливались литеры:

  • на конце металлического прута была выгравирована буква в зеркальной матрице;
  • прут делал отпечаток буквы на размягченной меди;
  • данный отпечаток становился матрицей, которую отливали из свинца;
  • специальный желоб сделал процесс более технологичным, с одного края в него поступал жидкий свинец, с другого — вставлялась матрица;
  • когда желоб раскрывался, можно было извлечь литеру. Этот способ примечателен тем, что из одной матрицы можно получить неограниченное множество литер;
  • затем сборщик должен быть собрать буквы в макет, он выстраивал их правильным образом в специальной форме. На этой стадии получалось зеркальное отображение строчек;
  • на форму наносились типографская краска, после этого начиналась печать;
  • пресс переносил строчки с формы на бумагу или другой материал. На столе было возможно разложить разное количество страниц в зависимости от их размера. Максимально — 32 страницы.

У самого создателя не было денежных средств на создание типографии, поэтому он принял решение заключить партнерский договор с ростовщиком Иоганном Фустом. Партнер дал деньги на открытие и оплачивал ежемесячные расходы, однако, сотрудничество не стало успешным. Фуст не выплачивал дополнительных сумм, но в перспективе отсудил себе типографию, воспользовавшись тем, что партнер не смог оплатить оговоренные проценты. В дальнейшем типография принадлежала Фусту, из-за чего в Германии долгое время верили, что это был изобретателем приспособления. Авторство приписывали и другим деятелям, но существуют достоверные исторические подтверждения того, что создателем был все-таки Гутенберг. Он лишился первого станка и создал другой, выпустил на нем несколько изданий.

Библия Гутенберга

Вышла из-под первого станка одной из первых, люди окрестили ее Библией Гутенберга. При работе над Библией станок и технология работы на нем были усовершенствованы:

  • красящее вещество, которое применялось на тот момент, было непригодным для передвижных металлических литер. Гутенберг создал собственный состав на основе свинца и меди. Его печать сохранила блеск и отчетливость до наших дней, хотя прошло несколько столетий;
  • увеличение количество строк. Изначально их было 40, но чтобы сэкономить количество было увеличено до 42. Для этого был уменьшен межстрочный интервал, Библию назвали 42-х строчной;
  • два цвета печати. По первоначальной технологии бумага проходила пресс дважды: сперва наносился основной текст черной краской, затем красной добавлялись нужные элементы. Так было выпущено несколько экземпляров, затем процесс изменился: создатель просто оставлял пустое пространство для буквиц и колонтитулов, позже добавлял их вручную.

Библия вышла тиражом около 180 штук, из них 45 — эксклюзивные, их печатали на пергаменте. Для работы над этим тиражом было отлито не менее сотни тысяч литер.

О значении изобретения

В следующие десятилетия после изобретения аналогичные машины появились в других европейских странах. Только в одной Германии к концу 15-ого столетия работало больше 50 типографий, а во всей Европе издали более 30 тысяч книг. Таким образом было положено начало новой эры книгопечатания.

Историки утверждают, что именно создание станка с подвижными литерами привело к эпохе Ренессанса. Книги стали доступнее, это способствовало росту грамотности. Мартин Лютер в 16 веке издал собственный перевод Библии тиражом в полмиллиона экземпляров.

Позднее появились первые печатные листовки, газеты, это стало отправной точкой для развития современных печатных СМИ. Стартом для такой глобальной индустрии стал именно печатный станок Иоганна Гутенберга. Вплоть до 18 столетия его использовали в неизменном виде. Затем спрос увеличился, нужно было делать больше тиражей, и это привело к необходимым обновлениям. Также были внедрены нововведения для удешевления процесса, и с тем пор книги стали на самом деле доступными.

Источник

Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом: дата, история и интересные факты

На протяжении веков знания, содержащиеся в книгах, были доступны немногим. В основном библиотеками владели монастыри и короли. Каждая рукопись была уникальной, ведь на ее изготовление уходило много времени. В Средние века монахи часто тратили годы на переписывание одного манускрипта. Так продолжалось приблизительно до 1450 г. С изобретением книгопечатания стало возможным издавать книги относительно дешево и в большом количестве.

Мастер по изготовлению зеркал

Иоганн Генсфлейш, изменивший позднее фамилию на Гутенберг, появился на свет в Майнце около 1400 г. (точная дата неизвестна). Примечательно, что об истории изобретения книгопечатания сохранилось намного больше сведений, чем о самом изобретателе. Так, о первой половине жизни Гутенберга историки практически ничего не знают. Только доподлинно известно, что юный Иоганн посещал монастырскую школу. Затем он обучался у ювелира, пока его семья не переехала в Страсбург.

Здесь в 1434 году он открыл фабрику, где изготавливали зеркала для паломников. Они пользовались большой популярностью, поскольку верующие надеялись при их помощи уловить частичку божьего святого духа, обитавшего, по их мнению, в посещаемых ими храмах. В Средневековье торговля культовыми предметами приносила хороший доход, поэтому дело Гутенберга процветало.

Печатная графика

Особой популярностью в то время пользовались гравюры, изображавшие святых. Их создавали, применяя одну из первых печатных техник – ксилографию, появившуюся в Европе в Средние века. Ее применяли для тиражирования текстов и изображений.

Вырезание блоков, размер которых соответствовал странице, представляло собой трудоемкий процесс. Сначала требовалось нарисовать зеркальное отображение страницы, потом вырезались отдельные буквы. Затем блок смазывали чернилами, а чтобы они впитались, его покрывали бумагой, которую терли костяным инструментом.

В начале XV столетия таких гравюр становилось все больше. Иногда несколько штук переплетали в книгу. Все это дало толчок для увеличения производства манускриптов. Тем более что в это время переписчиками книг были уже не только монахи, но и миряне.

Предпосылки изобретения книгопечатания

К XV столетию в Западной Европе насчитывалось около 80 университетов. А основание новых учебных заведений только увеличивало спрос на книги. Нужны были более доступные и дешевые экземпляры. Все это создало условия для поиска новых техник создания книг. Гутенберг, наряду с другими изобретателями, принял в них участие.

В 1438 г. в Страсбурге он и Дритцен Андреас стали экспериментировать с печатью. В результате Гутенберг придумал, как использовать подвижные буквы (литеры) для составления не только отдельных слов, но и целых страниц. Более того, он понял, каким образом можно их разбирать, чтобы затем из них же составлять новый текст. Однако дальнейшие эксперименты с печатью требовали финансовых вложений.

Коммерческая сделка

Между 1445 и 1448 г. Гутенберг вернулся в родной город, поскольку в Страсбурге он не смог никого заинтересовать своими опытами. В Майнце ему повезло больше. Он заключил сделку с Фустом Иоганном, согласно которой последнему в общем предприятии принадлежал капитал, а Гутенбергу – идея и орудия труда. Однако по прошествии 2 лет изобретателю пришлось вновь просить Фуста ссудить ему деньги. На этот раз под залог всей мастерской.

Получив новый заем, Гутенберг смог полностью отдаться изобретению книгопечатания. Ему пришла блестящая мысль: разделить текст на составляющие – знаки препинания, буквы и лигатуры, то есть их частые комбинации. Все это объединялось в блоки. Таким способом набирались слова и целые страницы текста. Литые буквы могли неоднократно использоваться в разных комбинациях.

Как делали литеры

На конце металлического прута гравировалась перевернутая буква. Ее обмакивали в размягченную медь, получая в ней отпечаток. Получалась матрица, являющаяся формой для шрифта, который отливали из свинца. Чтобы процесс изготовления букв не занимал много времени, Гутенберг придумал инструмент для ручного литья. Саму матрицу можно было использовать для производства неограниченного количества литер.

Из них наборщик составлял макет зеркального отображения страницы. Его смазывали типографской краской – смесью яичного белка, лака и копоти. После этих приготовлений можно было начинать печатать. Принцип механического станка Гутенберг заимствовал у винного пресса.

Все это произошло в 1450 году. Изобретение книгопечатания, таким образом, связывают именно с этой датой. Первыми печатными работами немецкого мастера были учебники, папские декреты, официальные документы и индульгенции.

Судебная тяжба

В год изобретения книгопечатания мастер принялся за гигантский труд – издание Библии на латинском языке. Вместе с наборщиками Гутенберг более двух лет печатал первый тираж в количестве 100 тысяч экземпляров. Книга печаталась готическим шрифтом, основанным на рукописном начертании букв. В конце художник украшал Библию цветными рисунками. Таким образом, печатная книга по красоте ни в чем не уступала рукописной. Неудивительно, что первый тираж Библии был быстро распродан. А соотечественники Гутенберга были ошеломлены, ведь впервые они видели такое количество идентичных книг.

Правда, сам изобретатель не смог разбогатеть благодаря печатному станку. Ему даже не удалось закончить печатать Библию, поскольку его кредитор, оценив будущую прибыль, потребовал возврата ссуды. За этим последовала судебная тяжба, в результате которой Гутенберг потерял как печатный станок, так и все готовые экземпляры Священного Писания. Вскоре после этих событий Майнц был захвачен вражескими войсками, а изобретатель выслан из города. Только спустя три года ему позволили возвратиться, чтобы работать на нового архиепископа. Гутенберг скончался в феврале 1468 г., а изобретение книгопечатания в немецком городе Майнце с тех пор навсегда изменило мир.

Распространение новой технологии

Очень скоро печатные станки заработали в Базеле, Бамберге и Кельне. Для XV века изобретение книгопечатания стало поистине революционным событием. В Венеции работавшие на издателя Альдо Мануцци печатники придумали новый шрифт – антиква. Спустя немного времени его уже применяли повсеместно.

После изобретения книгопечатания прошло всего 20 лет, а новая технология уже прочно укоренилась в повседневной жизни. Издавалось большое количество книг огромными по тем временам тиражами – около 1000 экземпляров. Поскольку печатное слово становилось все более доступным, уровень грамотности в Европе рос, а число читателей увеличивалось.

След в истории

Мартин Лютер, с именем которого связано движение Реформации, был горячим поклонником Гутенберга. Изобретение книгопечатания навело его на мысль о том, что мирянину нет смысла ожидать, пока священник перескажет то, что написано в Библии, ведь теперь любой человек сам может ее прочесть. Лютер напечатал огромный тираж своего перевода Священного Писания на немецкий язык (полмиллиона экземпляров).

Светская власть (император и вольные города Священной Римской империи) тоже пользовалась новым способом оповещения населения. Поэтому вскоре одностраничные листовки–памфлеты стали основным средством передачи свежих новостей. Например, когда в 1524 году было предсказано необычное положение планет, памфлеты предвещали второй всемирный потоп.

Кроме того, дата изобретения книгопечатания напрямую связана с другой, не менее важной вехой в истории. Речь идет о появлении первой ежедневной газеты «Свежие новости». Произошло это в 1650 г. в Лейпциге. Несмотря на все усовершенствования в области печати, которые были сделаны в последующие века, именно Гутенберг заложил фундамент современного мира прессы. Его станок считается одним из важнейших достижений человеческой цивилизации, а дата изобретения книгопечатания – эпохальным рубежом в мировой истории.

Источник

Оцените статью