Главная   Карта сайта   Обратная связь
Самоделки для домашнего мастера > Сага о гвоздях > Немного истории



Немного истории

Гвоздь — это заостренный стержень, обычно железный (стальной), со шляпкой на тупом конце. Еще в глубокой древности гвозди — простейшие крепежные детали — делали из костей рыб, шипов растений, прочной древесины. Как только человек научился обращаться с металлом, появились и металлические гвозди — литые и кованые.

Раньше на Руси понятие "гвоздь" трактовалось несколько шире. Так, гвоздем называли и железную спицу (шпильку) со шляпкой или костылем, и выструганные из дерева (без шляпки, конечно) сколотни, втесневики, нагели и колышки, укрепленные в стене или на вешалке, и даже затычки в бочках.

Самым крупным из всех гвоздей был шпиль, длина которого достигала целого аршина, то есть 0,71 м. Шпилями прибивали стойки к стенам, пришивали судовую обшивку. Далее в порядке уменьшения размеров шли брусковой и половой гвозди, затем трое-, двое- и однотесы, шиповка, чешуйный (штукатурный), вощанка, лубочный (двадцатка), каретный (обойный), штифтик (подбой, подбойный, сапожный).

Размер гвоздей определялся раньше числом гвоздей в единице веса, например, в пуде и фунте. Так, в пуде брусковых гвоздей их насчитывалось от 200 до 1000 штук.

Троетеса обычно выходило 800 штук на пуд, это был крупный кровельный гвоздь, которым удавалось прибивать сразу три доски, одну на одной.

Вощанка — дверной (половой) обойный гвоздь с широкой шляпкой, тысяча таких гвоздей весила примерно 3 фунта, забивали гвоздь четырьмя ударами молотка.

Каретный (обойный) гвоздь применялся при обивке мебели. Это были мелкие гвозди, число которых в полуфунте достигало тысячи.

Штифтик (тифтик) — мелкий гвоздик без шляпки, использовался в сапожном ремесле.

В зависимости от способа изготовления различают гвозди проволочные, резные и кованые.

Проволочные гвозди — самые распространенные. Делают их из стальной проволоки соответствующего диаметра на специальных прессах-автоматах. Причем сформировать проволочный гвоздь намного проще, чем подготовить проволоку для гвоздя.

Резные гвозди
Резные гвозди

Резные гвозди ныне встречаются редко. "Плоские" гвозди режут или штампуют из листов или полос стали. Заметим, что привычная шляпка-головка у них отсутствует. Резные гвозди применяли как в сапожном деле (1), так и для крепления в рамах стекла (2). Сейчас они изредка встречаются в продаже в виде крючков (3, 4) для подвески полок. Технология их изготовления позволяет использовать "безотходную" вырубку гвоздей (5).

Кованые гвозди получают ковкой (ручной или машинной). В случае необходимости такие гвозди можно сделать и самому. Для этого понадобится стальной пруток диаметром, соответствующим диаметру головки будущего гвоздя (хотя гвоздь можно вытянуть из любого куска стали). Печь, костер, газовая горелка послужат для нагрева заготовки гвоздя, массивные тиски заменят наковальню, а кувалда (или молоток) и клещи (или плоскогубцы) завершат комплект ковочного оборудования.

На край наковальни кладут раскаленный стальной пруток, оковывая стальную заготовку и формируя головку гвоздя. Затем, еще раз нагрев заготовку, тело гвоздя вытягивают и выправляют острие, после чего отделяют (отрубают) гвоздь. Гладкую поверхность головке гвоздя придают с помощью кувалды или молотка, имеющих углубление соответствующей формы ("ямку"), можно воспользоваться приспособлением для изготовления заклепок.

Ковка гвоздя
Ковка гвоздя
а — заготовка на наковальне; б — вытяжка стержня; в — правка стержня; г—отделение гвоздя от заготовки; д—формирование головки (молоток здесь не показан)

В случае необходимости шляпка гвоздя всегда поможет определить способ производства этого гвоздя. Обычно, если есть решетчатый рисунок на шляпке, — это проволочный гвоздь. У резных гвоздей шляпки гладкие, плоские, у кованых — со следами от молотка, если, конечно, не обрабатывали головку инструментом с "ямкой". Кстати, на стержне проволочных гвоздей чуть ниже головки видны риски — следы от зажима стержня при формировании головки на гвоздильном автомате. Эта ребристость стержня весьма полезна, так как увеличивает сцепление гвоздя с древесиной, в которую он забит.

Гвозди различают по назначению: строительные, отделочные, обойные, тарные, формовочные, декоративные, штукатурные, шиферные, подковные и т. п.

Гвозди строительные проволочные в зависимости от диаметра стержня делают либо с плоской головкой либо с конической

Гвозди строительные проволочные в зависимости от диаметра стержня делают либо с плоской головкой а, либо с конической б. Так, гвозди с диаметром стержня до 1,6 мм формируют с плоской головкой, гвозди большого диаметра имеют уже коническую головку.

Диаметр шляпки у строительных гвоздей с плоской головкой в два раза больше диаметра стержня. У гвоздей с конической головкой это соотношение примерно сохраняется, немного уменьшаясь с увеличением диаметра стержня.

В справочной и другой специальной литературе строительные гвозди с плоской (или конической) головкой обозначают соответственно буквой П или К, за которой следуют размеры (диаметр и длина) гвоздя. Так, строительный гвоздь с плоской головкой диаметром 1,2 мм и длиной 25 мм обозначают следующим образом: гвоздь П1,2r25. (Обычно за обозначением следует номер ГОСТа, но их мы приводить не будем.)

Размеры гвоздей, выпускаемых в России, (мм)
Диаметр Длина
с плоской головкой
0,8 8; 12
1 16
1,2 16; 20; 25
1,4 25; 32; 40
1,6 25; 40; 50
с конической головкой
1,8 32; 40; 50; 60
2 40; 50
2,5 50; 60
3 70; 80
3,5 90
4 100; 120
5 120; 150
6 150; 200
8 250

Разновидностью проволочных строительных гвоздей являются так называемые трефовые гвозди, у которых вдоль стержня сформированы ложбинки (канавки) либо сплошные — от шляпки до острия, либо с перемычками. Такие гвозди надежнее держатся в древесине и служат, например, для крепления рулонных материалов. "Обычные" трефовые гвозди имеют индекс Т, а трефовые с перемычкой — ТП.

Еще среди строительных гвоздей встречаются (иногда) резные гвозди. По сравнению с проволочными гвоздями такие гвозди не так легко гнутся при забивании, но более трудоемки в изготовлении и более "активно" раскалывают доски, если крепить их вблизи от торца этих досок.

Толевые круглые гвозди

Толевые круглые гвозди имеют плоскую шляпку несколько увеличенного диаметра, чтобы надежнее "держать" рулонный кровельный материал (толь, рубероид). Диаметр гвоздей 2 и 2,5 мм при длине от 20 до 40 мм.

Кровельные гвозди (ниже на рисунке) выпускают всего одного типа: диаметр 3,5 мм при длине 40 мм. То есть гвозди достаточно крепкие, чтобы пробить кровельное железо (в случае необходимости).

отделочные круглые гвозди

У отделочных круглых гвоздей небольшая хорошо "отделанная" полукруглая головка. Диаметр отделочных гвоздей колеблется от 0,8 до 2 мм при длине от 10 до 40 мм.

Тарные гвозди изготавливают, как и строительные, с плоской и конической шляпкой. Правда, диаметры шляпок у тарных гвоздей несколько больше и превышают диаметр стержня в 2,2-2,5 раза. Диаметр гвоздей в 1,4-3 мм, длина 25-80 мм.

Гвозди шиферные

Гвозди шиферные предназначены для прибивания асбестоцементных листов к деревянной обрешетке крыши. Конечно, сами листы не пробивают гвоздями, а сверлят для них отверстия. Гвоздь представляет собой круглый стержень с прочно завальцованной на нем круглой шайбой-головкой диаметром до 18 мм. Диаметр стержня гвоздей 5 мм, длина — 90-100 мм. Гвозди обязательно оцинковывают, чтобы предупредить их ржавление и, как результат, грязные потеки на кровле.

Обычные стальные строительные гвозди в какой-то степени заменяют шиферные, если их предварительно окрасить масляной краской и подложить под головку гвоздя кожаную или резиновую шайбу. Стержни гвоздей перед забиванием их в обрешетку смазывают машинным маслом, чтобы не повредить слой масляной краски, предварительно нанесенный на поверхность стержня забиваемого гвоздя.

Не делайте в шайбе большого отверстия, так как ее следует натягивать на стержень гвоздя. После фиксации гвоздя шайба должна плотно прижаться к поверхности асбестоцементного листа, закрыв полностью края отверстия. Стекающая вода тогда не попадет под лист.

Как считают, обойные гвозди появились во Франции в начале XIX века. Прейскурант одной из парижских фирм тех времен приводил до 150 типов элегантных обойных гвоздей, которые тогда делали из серебра и стали (головки гвоздей золотили, полировали и т.д.). Такие гвозди до 30-х годов XX века получали литьем, в результате они имели неправильную форму и их с трудом удавалось вбивать в древесину, причем последняя не "держала" подобные гвозди.

гвозди обойные круглые

Впоследствии изобретение специальных прессов помогло устранить недостатки обойных литых гвоздей. Сейчас официальное название таких гвоздей — гвозди обойные круглые. Диаметр их стержня 1,6 и 2 мм, длина соответственно 12 или 16 мм, 20 мм. Гвозди декоративные служат для закрепления обивочных материалов на мебели, чемоданах, дверях, а также для других обивочных работ. Эти гвозди отличие от иных типов — составные. Их головки обычно крепят (завальцовывают) на стержнях строительных, обойных или отделочных гвоздей.

Головки гвоздей

Головки штампуют из какого-либо тонкого листового металла. Формы головок — круглые, квадратные и др.; размеры головок — 6-12 мм и более. Углы по периметру и выступы на поверхности головок выполняют закругленными. Лицевые поверхности головок — блестящие, полированные.

Гвозди декоративные с латунными головками изготавливают иногда по иной технологии. Здесь стальные стержни заимствуют у стандартных гвоздей, укладывают эти стержни в песочные формы, которые заполняют расплавленной латунью. Завершают получение гвоздей обточкой и полировкой головок.

Гвозди с фарфоровыми головками делают по следующей незатейливой технологии. Головки выдавливают из пластичной фарфоровой или фаянсовой массы соответствующими формами, обжигают, полируют. После этого головки со вставленными в специальные углубления стержнями нагревают и заливают углубления специальным легкоплавким составом.

Гвозди корабельные и баржевые

Гвозди корабельные и баржевые (квадратного и круглого сечения) применяют в основном в судостроении. Их отковывают из низкоуглеродистой стальной проволоки, как и большинство ранее описанных гвоздей. Готовые гвозди покрывают масляными красками или оцинковывают.

Гвозди обувные (сапожные) применяют при изготовлении и ремонте обуви для временной затяжки верха обуви на колодке, а также для скрепления верха с подошвой и каблуком.

Для затяжки верха на колодке служат гвозди — тексы. Машинные тексы — это проволочные круглые гвозди с копьевидным острием овального сечения или с четырехугольным пирамидальным острием. Диаметр стержня такого текса 1,1 мм, диаметр головки 2,8 мм, длина 6-15 мм. Ручные тексы — резные (штампованные) гвозди. Они имеют граненое тело (стержень), постепенно переходящее в тонкое острие. Толщина текса 1-1,4 мм, "диаметр" (ширина) головки — 3-4,5 мм, длина 9-19 мм.

Крепление каблуков осуществляют с помощью "Акмэ" — проволочных круглых гвоздей с коническими головкой (небольшой) и острием. Диаметр стержня гвоздя 2,1 мм, длина 19-24 мм.

Подошвы соединяют с верхом сапожными круглыми проволочными шпильками без головок и с копьевидным острием. Диаметр шпильки 1,6-2,6 мм, длина 10-19 мм.

Гвозди подковные, понятно, предназначены для крепления подков. Старинная испанская мудрость гласит: "Из-за гвоздя теряется подкова, из-за подковы лошадь и всадник гибнут". Так что для владельцев лошадей подковные гвозди вещь весьма важная. Например, конница, артиллерия и обоз Наполеона во время отступления из Москвы вышли из строя в основном из-за отсутствия гвоздей и подков. Лошади при малейшем подъеме "буксовали" даже с пушками самого малого калибра.

Подковный гвоздь (ухналь)

Подковный гвоздь (ухналь) — это крепежная деталь, представляющая собой что-то среднее между гвоздем и заклепкой. Головка и острие у него есть, как и у каждого гвоздя, но держится подковный гвоздь в материале (копыте) не только в результате трения. Подковный гвоздь порой загибают с двух сторон, чтобы он надежнее держал себя и подкову. Хотя обычно нижний загиб "подменяет" головка.

Ухнали производят из углеродистой стали обыкновенного качества (Ст0, Ст1, Ст2, СтЗ), содержащей малое количество углерода, что обеспечивает необходимую пластичность металла. Ведь загнутый конец подковного гвоздя, служащий для удержания подковы и самого гвоздя, работает в условиях постоянных толчков и ударов. Современные подковные гвозди — прямолинейной формы.

Гвозди подковные с прямоугольной шляпкой (основные размеры), мм
Номер гвоздя Длина Головка Шейка
5 (1; 2) 52 5 x 6,2 2,1 x3,8
6 (2,5; 3) 55 5,2 x 6,8 2,3 x 4.1
7 (3,5; 4) 59 5,6 x 7,4 2,4 x 4,4
8 (4,5; 5) 64 6 x 8,0 2,5 x 4,7
9 (6; 7; 8) 70 6,2 x 8,6 2,5 x 5
Варианты старинных подковных гвоздей
Варианты старинных подковных гвоздей (часть гвоздей — в изогнутом "рабочем" состоянии).

В домашних условиях подковные гвозди делают по упрощенной технологии. В качестве исходного материала обычно используется проволока диаметром 6 мм из Ст2 или Ст3.

Сначала от проволоки отрубают заготовку длиной 500-700 мм, затем один конец заготовки длиной 100-200 мм нагревают приблизительно до температуры 1300 °С, что соответствует ярко-белому цвету раскаленного металла. Раскаленную часть заготовки кладут на наковальню, формируют "прямоугольный" стержень (на длине 35-40 мм), сводят на клин.

На следующем этапе делают головку ухналя, после чего готовый ухналь отрубают на подсечке, выдерживая длину головки 7-8 мм.

Заводские подковные гвозди должны отвечать следующим техническим требованиям:

• поверхность гвоздя чистая, без трещин, зарубов, расслоений, заусенцев и следов коррозии;

• непараллельность сторон по ширине стержня не более 0,3 мм;

• головка ровная, в месте перехода стержня в головку допустимы незначительные выступы (размером до 0,2 мм);

• "затупленноеть" острия не более 0,5x0,5 мм.

• товарный знак предприятия-изготовителя и номер гвоздя должен стоять на каждой головке.

В Польше разработан метод производства гвоздей с треугольным сечением стержня. Изготовление их основано на протяжке стальной проволоки через треугольное отверстие (фильеру). У таких гвоздей меньше масса, они плотнее "сидят" в древесине и не способны к проворачиванию. Треугольный гвоздь "вступает" в древесину с меньшим усилием, чем круглый.

Пластмассовые гвозди изготовляют в Японии. Они не намагничиваются, не ржавеют, легко пилятся и "принимают" почти любую краску. Эти гвозди удается забивать даже в прочную древесину дуба. Сцепление пластмассовых гвоздей с древесиной в 4-5 раз надежнее, чем у обычных гвоздей. Главный недостаток новых гвоздей в том, что нужен специальный пневмоинструмент для их .забивания.

Стеклянные гвозди, сделанные из боя бутылок, показала наша страна в 1991 году на одной из международных строительных выставок.