Главная   Карта сайта   Обратная связь
Самоделки для домашнего мастера > Монетный двор — гальваническая ванна



Монетный двор — гальваническая ванна

Несколько слов об истории медалей. Название "медаль" происходит от французского "medaille", что означает "щит", а сама медаль — это металлический знак, обычно с двусторонним рельефным изображением, выпускаемый в честь какого-либо выдающегося деятеля или события.

Обычно медали имеют круглую или овальную форму. Иногда они представляют собой прямо- или многоугольные пластины (обычно с рельефным изображением только на одной стороне), которые еще называют плакетками. Лицевая сторона медали с главной темой, которой посвящена медаль, называется аверс. На оборотной стороне — реверсе — обычно дается текст, разъясняющий изображение на аверсе. Кант, выступающий по периферии поля медали, называется гуртом и служит для обрамления медали. Отметим, что медали дают возможность во многом понять и восстанавливать этапы исторического развития страны, где они были выпущены. Все изложенное относится и к металлическим монетам.

Взлет медальерного искусства в странах Западной и Центральной Европы относится к началу эпохи Возрождения (XIV-XVI века). Активное же развитие медальерного дела в России начинается в XIX веке и связано с деятельностью русского скульптора Федора Толстого, который создал значительную коллекцию медалей (с аллегорическими сюжетами), посвященных войнам, которые вела Россия с 1812 по 1814 годы.

По тематической направленности различают обычно следующие типы медалей:

• с портретным изображением (с персоной);

• исторические, увековечивающие исторические события;

• с пейзажами, представляющими собой вид миниатюрного рельефа, приближающегося по своим изобразительным возможностям к живописной картине;

• с бытовыми сюжетами;

• сувенирные, создаваемые к юбилеям и памятным датам.

Людей, занимающихся изучением и коллекционированием медалей и монет, а также бумажных денег, орденов и значков называют нумизматами. Естественно, каждый нумизмат хочет сделать свою коллекцию как можно полнее. Но ведь иногда та или иная старинная монета или медаль сохранилась до наших дней в одном-двух экземплярах. Такую монету, конечно, достать нельзя. А вот сделать ее точную копию — можно. И поможет тут гальванопластика — способ электролитического получения копий в металле.

Как известно, гальванопластика основана на явлении электрокристаллизации — осаждении на катоде (матрице) положительно заряженных ионов металлов, содержащихся в растворе, при прохождении через этот раствор постоянного электрического тока. Таким образом, чтобы получить копию какого-либо рельефа гальванопластическим способом, придется проделать следующие основные операции:

• изготовить из какого-либо материала "обратную" копию — форму выбранного рельефа;

• покрыть форму с рабочей стороны тонким слоем материала, проводящего ток (форма выполняет роль катода);

• подготовить ванну для электролита;

• составить сам электролит, например, медный (на основе медного купороса);

• сделать анод из медной пластины;

• подобрать источник постоянного тока низкого напряжения;

• осуществить электролиз;

• снять медную копию рельефа с формы.

Подробнее об изготовлении точных копий медалей и монет мы расскажем ниже, а пока обратим ваше внимание, уважаемый читатель, на то, что сейчас все больше коллекционеров редких монет, медалей и даже орденов предпочитают сами изготавливать эти монеты, медали и ордена (точнее, их копии). Конечно, рыночная стоимость таких копий несоизмеримо меньше оригиналов, так как делают их не из драгоценных металлов и камней, да и к антиквариату такие вещи не относятся. Но в цене ли дело!

Мастер, своими руками выполнивший точнейшую копию той же медали, гордится ею не меньше, чем владелец оригинала данной медали. Ведь в эту копию он вложил всю свою душу, все свое умение. И наслаждение результатами своего труда — главная награда настоящего мастера. Причем хранить такую коллекцию не страшно, как отметил один замечательный изготовитель копий орденов, демонстрировавший свои уникальные изделия по телевидению.

А теперь попробуем разобраться, как же делают копии медалей и монет методом гальванопластики.

Сначала делаем форму. Как уже говорилось, работу над копией медали начинают с изготовления формы-матрицы с обратным изображением копируемого предмета, например, аверса той же медали. Напомним, что аналогичным образом получают литейную полуформу (верхнюю или нижнюю) какой-либо детали. Материалы, идущие на изготовление форм для гальванопластического репродуцирования медалей или иных рельефных изображений, должны удовлетворить следующим основным требованиям:

• легко отделяться от заформованных предметов, давать точные отпечатки;

• иметь минимальную усадку при схватывании и затвердевании, не деформироваться при остывании или сушке;

• не обладать гигроскопичностью, быть безвредными для электролита, не загрязнять последний и самим не разрушаться от длительного пребывания в электролите;

• легко связываться с наносимым на них электропроводящим слоем (графитовым или бронзовым порошком).